PDF: |
 |
Автор(ы): |
Прялухина А. В. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Профессиональная деятельность педагогов сопряжена со специфическими требованиями, которые могут ограничивать индивидуальные способности к преодолению трудностей и представлять риск развития психологопедагогических проблем, таких как трудности в обучении и воспитании обучающихся, в профессиональном развитии, в эмоциональном благополучии. Проведен теоретический обзор исследований к проблеме изучения жизнеспособности и удовлетворенности жизнью педагогов. Эти качества позволяют эффективно работать в условиях постоянных изменений, сохранять работоспособность и мотивацию, применять комплекс стратегий, включающий эмоциональную регуляцию и проблемно ориентированное поведение для достижения результатов, активно влиять на образовательный процесс, совершенствовать свою деятельность. В статье представлен анализ результатов жизнеспособности среди педагогов дополнительного образования с разным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследование проводилось на базе СанктПетербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Колпинец». Результаты исследования показали, что для педагогов всех уровней удовлетворенности жизнью характерна низкая сформированность саморегуляции, эмоциональная нестабильность, склонность к прокрастинации. Педагогам с низким уровнем жизненной удовлетворенности недостаточно смелости для достижения поставленных целей, связанных с отсутствием их понимания, или со страхом перед неудачей, или с критикой проделанной работы со стороны руководства и коллег. Выявлены различия между показателями шкал исследования у педагогов дополнительного образования с разным уровнем удовлетворенности жизнью по методике «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой: педагоги с высоким и средним уровнем удовлетворенности жизнью, по сравнению с педагогами с низким уровнем удовлетворенности жизнью, наиболее мотивированны к преодолению и совладанию с трудностями, настойчивы в достижении поставленной цели, социально адаптированы, способны добиваться эффективных результатов в работе. В качестве средства реализации развития жизнеспособности педагогов с низким уровнем удовлетворенности жизнью может служить развивающая программа для поддерживания высокого уровня удовлетворенности жизнью. |
Ключевые слова: |
педагог, жизнеспособность, удовлет-
воренность жизнью, уровни удовлетворенности, профес-
сиональный стресс, эмоциональное истощение, адапта-
ция, стратегии, шкалы методик, развивающая программа |
Как цитировать статью: |
Прялухина А. В. Жизнеспособность педагогов дополнительного образования с разным уров-
нем удовлетворенности жизнью: комплексная развивающая программа // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72).
С. 358—365. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1370. |