https://vestnik.volbi.ru/

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ: КОМПЛЕКСНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Прялухина А. В.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

Профессиональная деятельность педагогов сопряжена со специфическими требованиями, которые могут ограничивать индивидуальные способности к преодолению трудностей и представлять риск развития психолого­педагогических проблем, таких как трудности в обучении и воспитании обучающихся, в профессиональном развитии, в эмоциональном благополучии. Проведен теоретический обзор исследований к проблеме изучения жизнеспособности и удовлетворенности жизнью педагогов. Эти качества позволяют эффективно работать в условиях постоянных изменений, сохранять работоспособность и мотивацию, применять комплекс стратегий, включающий эмоциональную регуляцию и проблемно­ ориентированное поведение для достижения результатов, активно влиять на образовательный процесс, совершенствовать свою деятельность. В статье представлен анализ результатов жизнеспособности среди педагогов дополнительного образования с разным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследование проводилось на базе Санкт­Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Колпинец». Результаты исследования показали, что для педагогов всех уровней удовлетворенности жизнью характерна низкая сформированность саморегуляции, эмоциональная нестабильность, склонность к прокрастинации. Педагогам с низким уровнем жизненной удовлетворенности недостаточно смелости для достижения поставленных целей, связанных с отсутствием их понимания, или со страхом перед неудачей, или с критикой проделанной работы со стороны руководства и коллег. Выявлены различия между показателями шкал исследования у педагогов дополнительного образования с разным уровнем удовлетворенности жизнью по методике «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой: педагоги с высоким и средним уровнем удовлетворенности жизнью, по сравнению с педагогами с низким уровнем удовлетворенности жизнью, наиболее мотивированны к преодолению и совладанию с трудностями, настойчивы в достижении поставленной цели, социально адаптированы, способны добиваться эффективных результатов в работе. В качестве средства реализации развития жизнеспособности педагогов с низким уровнем удовлетворенности жизнью может служить развивающая программа для поддерживания высокого уровня удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова:

педагог, жизнеспособность, удовлет- воренность жизнью, уровни удовлетворенности, профес- сиональный стресс, эмоциональное истощение, адапта- ция, стратегии, шкалы методик, развивающая программа

Как цитировать статью:

Прялухина А. В. Жизнеспособность педагогов дополнительного образования с разным уров- нем удовлетворенности жизнью: комплексная развивающая программа // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 358—365. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1370.