https://vestnik.volbi.ru/

ПОДХОД OECD/INFE В ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Потокина Е. С., Чечина О. С.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

Существует взаимосвязь между финансовой грамотностью, доступом населения к финансовым услугам и уровнем жизни. Рациональное управление финансами обеспечивает устойчивое финансовое благополучие человека и его семьи. Актуальность исследования подтверждается усилением работы со стороны правительственных и общественных организаций по повышению качества жизни населения путем повышения уровня финансовой грамотности и переходу к финансовой культуре. Множество проводимых национальных опросов взрослого населения служит источником надежных типизированных данных, предоставляющих широкий спектр информации к анализу. В ходе опросов оценивается знание базовых концепций ― сложные проценты, ставки доходности, диверсификация рисков. В целях международной координации финансового просвещения возникает потребность согласования методических подходов к опросам в области оценки уровня финансовой грамотности населения. В ходе проведенного исследования были выявлены отличительные особенности методики проведения опросов OECD/INFE, заключающиеся в трехкомпонентном конструктиве опроса, направленности опросов в сторону исследования поведенческих практик населения стран и их влияния на результаты, что способствует получению практических знаний о преодолении ограничений в уровне знаний, относящихся к страновой среде. Определено, что валидность опроса основывается на введении дополнительных переменных, методе повторяющегося эксперимента, методе разбиения вопросов и возрастания количества ответов, использовании вопросов, построенных на отрицании, и вопросов с эффектом социальной желательности, применении широкого спектра ответных категорий и введении минимальных целевых показателей, обеспечивающих обобщаемость результатов. Результаты исследования могут быть использованы в организации опросов, а также при подготовке материалов для обучения населения финансовой грамотности.

Ключевые слова:

подход, финансы, методика, обуче- ние финансовой грамотности, оценка, финансовое просве- щение, глобальные исследования, вызовы, уровень жизни, финансовая культура

Как цитировать статью:

Потокина Е. С., Чечина О. С. Подход OECD/INFE в оценке финансовой грамотности: методологи- ческие вызовы и решения // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 128—137. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1337.