https://vestnik.volbi.ru/

ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КЕЙСОВ ПО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Викулова Л. Г., Макарова И. В., Тарева Е. Г.
Номер журнала: 4(45) Месяц и год выхода: ноября 2018
Аннотация:

Статья посвящена описанию новых подходов в подготовке выпускников вузов к жизни в стремительно развивающемся постиндустриальном мире больших возможностей, цифровой экономики, жесточайшей конкуренции, проявляющейся на всех уровнях жизнедеятельности государства и общества. Предмет исследования: проблемные ситуации межкультурной коммуникации как основа (материал) для создания специализированных учебных кейсов. Цель статьи: обосновать значимость кейс‑метода как новой стратегии воздействия на личность студента, обеспечивающей его готовность к участию в сложных (конфликтных) ситуациях межкультурного взаимодействия. Методы и методология исследования: на основе применения методов теоретического и эмпирического анализа обосновывается новая направленность кейс‑метода — на преодоление межкультурных конфликтов — сложных ситуаций взаимодействия представителей разных государств, ситуаций, отягощенных непониманием, неприятием позиции друг друга. Результаты исследования: дается описание инновационной модели проектирования кейсов по межкультурной коммуникации, обеспечивающих готовность студентов выйти из затруднительных конфликтных ситуаций межкультурного общения. На основе опроса субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей) выявлен спектр сфер межкультурного взаимодействия, которые характеризуются наибольшей потенциальной конфликтогенностью и сложностью для ведения диалога. Предлагается набор ситуаций межкультурной коммуникации, необходимых для целенаправленной отработки при обучении студентов иностранному языку. Приводится экспликация функций, компонентов, характеристик кейсов по межкультурной коммуникации, приводится пример малоформатных кейсов. Область применения результатов: разработанные кейсы могут быть применены в процессе совершенствования иноязычной подготовки студентов российских вузов. Статья может вызвать интерес у исследователей проблем межкультурной коммуникации. Направления будущих исследований: разработка кейсов‑сценариев по проблемам межкультурной коммуникации для создания электронной образовательной среды для подготовки студентов к участию в диалоге культур.

Ключевые слова:

обучение иностранному языку, диалог культур, подготовка к межкультурной коммуникации, межкультурный конфликт, опросник, проблемные сферы межкультурной коммуникации, кейс, кейс‑метод, модель кейса, модель проектирования кейса.

Как цитировать статью:

Тарева Е. Г., Викулова Л. Г., Макарова И. В. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 398–404. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.405.