PDF: |
|
Автор(ы): |
Ларюшкин С. А., Сваталова Т. А. |
Номер журнала: |
4(45) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2018 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются проблемы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях обновленной социально‑экономической ситуации. Особенностью этого процесса является выявление нормативных оснований, способствующих индивидуализации и росту субъектности педагогов при выборе ими путей профессионального развития и саморазвития. Уточнение сути профессиональной компетентности современного работника образования в этом контексте привело к необходимости обсуждения и проработки нормативно‑правовых оснований для ее обновления, развития и коррекции. Формирование национальной системы учительского роста (НСУР), направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, разработка дорожной карты по ее закреплению в нормативном поле государства свидетельствует о недостаточной изученности проблемы, ее новизне. На основе требований нормативных документов обозначен правовой статус педагогов дошкольного образования по развитию профессиональной компетентности в современных условиях. Аргументирована обязанность современного педагога систематически обновлять свои профессиональные знания, способы профессиональной деятельности, компетенцию. Представлена иерархия нормативных документов, содержательно дополняющих друг друга. Это позволяет современному педагогу выстраивать траекторию профессионального саморазвития. Обоснована смена акцентов деятельности педагогов системы дополнительного профессионального образования: с позиции восполнения предполагаемых знаниевых дефицитов слушателей на позицию обучения их способам профессионального саморазвития. Ориентированность дополнительного профессионального образования на проблемное и проектное обучение способствует восполнению профессиональных дефицитов и обучает проектированию перспектив развития профессиональной компетентности. Анализ структуры модели социально‑профессиональной компетентности, включающей предпосылочные и ядерные компетенции, позволил обосновать необходимость их развития в системе дополнительного профессионального образования. |
Ключевые слова: |
сфера образования, трудовые отношения, компетенции, профессиональный стандарт, дополни-
тельное профессиональное образование, повышение квалификации, социально‑профессиональная компетентность,
развитие профессиональной компетентности, уровни профессиональной компетентности, правовая компетентность. |
Как цитировать статью: |
Сваталова Т. А., Ларюшкин С. А. Нормативно-правовые основания развития профессиональной компетентности педагогов ДОО // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 432–438. DOI: 10.25683/
VOLBI.2018.45.404. |