Аннотация: |
В статье рассматриваются проблемы формирования межкультурной коммуникативной компетенций (далее — МКК) вторичной языковой личности при обучении языку делового общения в условиях диалога культур. Главная проблема в обучении в сотрудничестве заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как превращать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучающихся) в творчество, превращая в поле инноваций, способствующее интерактивной цели. Основной тезис статьи: отсутствие или недостаточная сформированность МКК у обучающихся является причиной ошибок социокультурного плана, ведет к так называемой дискоммуникации. Для межкультурного делового общения огромное значение имеет понимание и осознание культурно обусловленных различий двух языков. Цель работы — теоретически обосновать и разработать технологию обучения в сотрудничестве для иностранцев, овладевающих параллельно русским языком и спецификой делового общения в сфере межкультурной коммуникации. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что подготовка будущих бакалавров лингвистики к участию в межкультурном деловом общении будет более эффективной, если будут уточнены особенности технологии обучения в сотрудничестве с позиции компетентностного подхода при формировании межкультурной коммуникативной компетенции. Для изучения теоретических и практических аспектов проблемы формирования у студентов языкового вуза межкультурной коммуникативной компетенции были выбраны следующие научно‑исследовательские методы: обзор и анализ литературы (методической, лингвистической, психолингвистической и психолого‑педагогической по проблеме исследования), анализ нормативных документов, наблюдение за учебным процессом по дисциплине «Язык делового общения», анкетирование и опрос студентов, обучающихся на втором курсе Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета по специальности «Лингвистика». В качестве методологической основы в работе используются основные положения: личностно‑деятельностного подхода (Л. С. Выготский, 1982, П. Я. Гальперин, 1966, Л. С. Рубинштейн, 2000); концепции языковой и вторичной языковой личности (Ю. Н. Караулов, 1987, Н. Д. Гальскова, 2006, Г. В. Елизарова, 2012); компетентностного подхода к целеполаганию в области обучения иностранным языкам (Мильруд Р. П., 2000, Мишенева Ю. И., 2014). Предложенная технология (этапы, методы, приемы, упражнения) может послужить основой для создания учебных пособий по обучению студентов языкового вуза межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по теории обучения русскому языку как иностранному, в ходе повышения квалификации преподавателей иностранных языков. |
Ключевые слова: |
межкультурная коммуникация, обучение в сотрудничестве, педагогика сотрудничества,
вторичная языковая личность, компетентностный подход, диалог культур, технология обучения, методы обучения, межкультурная коммуникативная компетенция,
межкультурное деловое общение, личностно‑ориентированное обучение. |