https://vestnik.volbi.ru/

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КАЧЕСТВА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Торопова Н. А.
Номер журнала: 4(49) Месяц и год выхода: ноября 2019
Аннотация:

Масштабные социально‑экономические преобразования в обществе стимулируют развитие современного качества и систем управления им. Области применения качества и управ‑ ления им не только распространяются в обществе на произ‑ водство продукции и услуг, но и становятся необходимыми в других нематериальных сферах общества, что эволюционно влияет на развитие качества. В статье методом дискурс‑ анализа выявлены и обобщены особенности развития качества в эволюционно‑историческом аспекте. Многомерность дефини‑ ции «качество» дополняется гуманистической составляющей. Философия качества, основанная на гуманистическом подходе, нацелена на человека, его потребности и образ жизни. Гуманистический подход качества, имея человекоо‑ риентированную направленность, раскрывается в экзистен‑ циальном, аксиологическом и акмеологическом аспектах, что определяет новый современный вектор развития качества. Стремление общества к высокому качеству формирует иде‑ ал качества, стремящегося к фундаментальным ценностям. Акмеология качества — это новое направление в науке о до‑ стижении наивысшего качества, основанное на принципе системы менеджмента качества постоянного улучшения. В современном обществе это направление находит свое вы‑ ражение в развитии компетентностного подхода. Соответ‑ ственно, качество опосредованно формируется через взаи‑ модействия объекта с другими объектами. Следовательно, от эффективности взаимодействий зависит уровень каче‑ ства, поэтому всеми видами взаимодействий, способствую‑ щими повышению качества, необходимо управлять, а значит, управлять качеством. В гуманистическом подходе качества необходимо выделить организационно‑поведенческий аспект. Теоретическим базисом управления качеством с позиций гу‑ манизма являются теории бихевиоризма и коммуникационно‑ го взаимодействия. Так, под воздействием систем управления качеством изменяются поведенческие характеристики тру‑ довых ресурсов и их взаимодействие между собой. Гумани‑ стическая категория «качество» становится стимулом для совершенствования развития человека, а также основой формирования его ценностей.

Ключевые слова:

многомерность качества, философская категория, гуманистический подход, организационно‑поведенческий аспект качества, экзистенциальный аспект, аксиологический аспект, акмеология качества, поведенческий характер качества, метод дискурс‑анализа, организационные теории, теория бихевиоризма.

Как цитировать статью:

Торопова Н. А. Гуманистический дискурс в историческом развитии качества // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 284–289. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.437.