PDF: |
|
Автор(ы): |
Торопова Н. А. |
Номер журнала: |
4(49) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2019 |
Аннотация: |
Масштабные социально‑экономические преобразования в обществе стимулируют развитие современного качества и систем управления им. Области применения качества и управ‑ ления им не только распространяются в обществе на произ‑ водство продукции и услуг, но и становятся необходимыми в других нематериальных сферах общества, что эволюционно влияет на развитие качества. В статье методом дискурс‑ анализа выявлены и обобщены особенности развития качества в эволюционно‑историческом аспекте. Многомерность дефини‑ ции «качество» дополняется гуманистической составляющей. Философия качества, основанная на гуманистическом подходе, нацелена на человека, его потребности и образ жизни. Гуманистический подход качества, имея человекоо‑ риентированную направленность, раскрывается в экзистен‑ циальном, аксиологическом и акмеологическом аспектах, что определяет новый современный вектор развития качества. Стремление общества к высокому качеству формирует иде‑ ал качества, стремящегося к фундаментальным ценностям. Акмеология качества — это новое направление в науке о до‑ стижении наивысшего качества, основанное на принципе системы менеджмента качества постоянного улучшения. В современном обществе это направление находит свое вы‑ ражение в развитии компетентностного подхода. Соответ‑ ственно, качество опосредованно формируется через взаи‑ модействия объекта с другими объектами. Следовательно, от эффективности взаимодействий зависит уровень каче‑ ства, поэтому всеми видами взаимодействий, способствую‑ щими повышению качества, необходимо управлять, а значит, управлять качеством. В гуманистическом подходе качества необходимо выделить организационно‑поведенческий аспект. Теоретическим базисом управления качеством с позиций гу‑ манизма являются теории бихевиоризма и коммуникационно‑ го взаимодействия. Так, под воздействием систем управления качеством изменяются поведенческие характеристики тру‑ довых ресурсов и их взаимодействие между собой. Гумани‑ стическая категория «качество» становится стимулом для совершенствования развития человека, а также основой формирования его ценностей. |
Ключевые слова: |
многомерность качества, философская категория, гуманистический подход, организационно‑поведенческий аспект качества, экзистенциальный
аспект, аксиологический аспект, акмеология качества,
поведенческий характер качества, метод дискурс‑анализа,
организационные теории, теория бихевиоризма. |
Как цитировать статью: |
Торопова Н. А. Гуманистический дискурс в историческом развитии качества // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 284–289. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.437. |