PDF: |
|
Автор(ы): |
Заграновская А. В. |
Номер журнала: |
4(49) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2019 |
Аннотация: |
В обществе можно проследить недовольство каче‑ ством государственных услуг, в частности качеством образования во многих вузах. Этому есть объективные причины, главная из которых — недофинансирование сферы образования и науки. Однако если мы захотим из‑ мерить качество образования, то столкнемся с целым ря‑ дом трудностей. Непонятно, на какие показатели нужно обращать внимание, как их оценивать. В данной статье предлагается методика системного анализа сложных про‑ блем, которая может быть приложена к анализу качества вузовского образования. Суть методики можно предста‑ вить следующим алгоритмом: 1) выявление факторов про‑ блемы с помощью методов и моделей системного анализа; 2) проведение когнитивного моделирования с учетом выяв‑ ленных факторов с целью установления их значимости и силы взаимосвязей между ними; 3) на основе результатов когнитивного моделирования составление из наиболее зна‑ чимых факторов априорной модели, которая выступает гипотезой исследования; 4) проверка гипотезы и постро‑ ение апостериорной модели с помощью метода структур‑ ного моделирования. Предложенная методика системного анализа проблем должна применяться для изучения мнения всех заинтересованных лиц. В случае качества образования заинтересованными лицами являются студенты, их роди‑ тели, преподаватели, администрация вуза, работодатели, министерство науки и высшего образования РФ. Только в этом случае можно уловить их потребности, ожидания от вуза, что позволит сформулировать миссию вуза и орга‑ низовать в соответствии с ней образовательный процесс. В статье приводится пример разработки модели оценки качества образования в вузе с точки зрения студентов, что позволит понять суть предлагаемой методики. |
Ключевые слова: |
оценка качества образования, системный анализ, когнитивное моделирование, структурное моделирование, факторный анализ, регрессионный анализ,
измерительная модель, априорная модель, апостериорная
модель, проверка гипотез. |
Как цитировать статью: |
Заграновская А. В. Системный анализ качества образования в вузе // Бизнес. Образование.
Право. 2019. № 4 (49). С. 153–158. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.417. |