PDF: |
|
Автор(ы): |
Валеев И. И. |
Номер журнала: |
4(53) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2020 |
Аннотация: |
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что интенсивное применение математических знаний не только в различных областях науки, но и в повседневной жизнедеятельности требует обращения к вопросу о необходимости формирования функциональной математической грамотности обучающихся, начиная со школьной скамьи. Цель статьи заключается в обосновании теоретических аспектов формирования функциональной математической грамотности учащихся на основе развития математической компетенции. Как показал анализ литературы, сущность понятий «функциональная грамотность» и «математическая грамотность» определяет содержание понятия «функциональная математическая грамотность». Авторами рассмотрена структура и проанализированы результаты крупнейших международных исследований PISA и TIMSS за последний период их проведения, а также приведены решения типовых задач. На основе исследований дана оценка уровня развития математической грамотности и качества математической подготовки российских учащихся. Выявлены требования, предъявляемые к современному функционально грамотному школьнику. Описана уровневая модель математической компетентности школьников, на основе которой разобраны задания из PISA по математической грамотности на соответствующие уровни. Авторы приходят к выводу, что результаты международных исследований могут указать на ряд слабых мест в подходах к математической подготовке российских школьников, которые необходимо устранить и учитывать при проектировании образовательного процесса и составлении учебных программ, как для учащихся так и для будущих учителей математики. Результаты исследования позволяют говорить о том, что исследования PISA и TIMSS выполняют роль инструментов оценки общего состояния математической подготовленности школьников. Статья может представлять интерес для учителей математики и специалистов, занимающихся изучением вопросов математической подготовки школьников. |
Ключевые слова: |
математическое образование, функциональная грамотность, математическая грамотность,
функциональная математическая грамотность, математическая компетенция, PISA, TIMSS, ФГОС, математическая подготовка, математические знания. |
Как цитировать статью: |
Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития
математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 353–360. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.417. |