https://vestnik.volbi.ru/

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Юдина Ю. Г.
Номер журнала: 4(53) Месяц и год выхода: ноября 2020
Аннотация:

В статье представлена постановка и решение проблемы развития рефлексии студентов как ключевой универсальной компетенции будущих педагогов-психологов в рамках проектной деятельности. Теоретически обосновано и опытно-экспериментально доказано, что при определенной системе организационно-педагогических условий проектная деятельность является механизмом развития таких компонентов рефлексии, как схематизация и объективация у студентов старших курсов психолого-педагогического направления подготовки, а у студентов младших курсов психолого-педагогического направления подготовки таких компонентов рефлексии, как конструирование и схематизация. Для этого необходимо, чтобы замысел проекта студентов включал в себя коллективную постановку и решение ими дивергентных задач на психолого-педагогическом материале, реализация проекта предполагала разработку стратегии и тактики кооперативного действия всеми участниками проекта для открытия способов решения дивергентных задач, а результаты реализации проекта должны быть осознаны всеми совместно с разработчиками и экспертами в процессе коллективной и объективной оценки происходящего. Мы использовали в исследовании системный подход к пониманию рефлексии, который предполагает ее многокомпонентность и целостность. В зависимости от содержания проектной деятельности студентов старших и младших курсов развиваются те или иные компоненты. В ходе исследования разработана и опробована методика диагностики развития компонентов рефлексии, которая обладает конструктной валидностью и межэкспертной надежностью. Методологию проведенного исследования составляют научно-исследовательские работы зарубежных и отечественных ученых в области педагогики и психологии развития, признанные научным сообществом, а также многолетний опыт обучения и организации практики студентов психолого-педагогического направления подготовки.

Ключевые слова:

рефлексия, проектная деятельность, студент, педагог-психолог, высшее образование, профессиональная подготовка, стандарт, деятельностный подход, универсальные компетенции, развитие.

Как цитировать статью:

Юдина Ю. Г. Организационно-педагогические условия развития рефлексии студентов психолого-педагогического направления подготовки в рамках проектной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 459–465. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.430.