PDF: |
|
Автор(ы): |
Ващенко В. А. |
Номер журнала: |
4(53) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2020 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются особенности применения интеллектуальных систем поддержки принятия решений (ИСППР) в сфере высшего образования. Дается общая характеристика систем поддержки принятия решений, выделяются основные их типы, наиболее перспективные в современной ситуации подходы и методы. Устанавливается соотношение между основными функциями (подсистемами) управления и наиболее эффективными для их реализации методами ИСППР. Среди передовых методов ИСППР рассматриваются: анализ сценариев и ситуаций, имитационное моделирование, использование нейронных сетей, интерактивных диалоговых систем. Особое внимание уделяется решению слабоструктурированных (нечетких) задач, для которых оптимальным является дополнение машинных методов способностями человеческого разума. Указываются сильные стороны ИСППР: экономия рабочего времени специалистов, ускорение процесса принятия решений, сокращение числа вероятных ошибок. Вместе с тем выявляется ограниченность возможностей ИСППР в сфере образования, обусловленная неопределенностью и многовариантностью элементов задач управления, приоритетом человеческого фактора, важностью индивидуального подхода к обучающимся. Среди конкретных задач и подходов, реализуемых с применением ИСППР, указываются: достижение максимальной эффективности использования ресурсов вуза (кадровых, научных, материальных), формирование оптимального учебного процесса (включающего индивидуальные сочетания учебных модулей), достижение эффективного взаимодействия с внешней средой (научными организациями, коммерческими предприятиями). Подчеркивается важность межвузовского взаимодействия, участия организации в совместных научно-практических проектах, что также требует применения ИСППР. Дальнейшее развитие ИСППР представляется возможным на основе расширения возможностей искусственного интеллекта, реализации основных требований к ИСППР, в числе которых: интерактивность, адаптивность (гибкость), семиотичность, качественная визуализация, распределенная и параллельная обработка информации. |
Ключевые слова: |
управление, высшее образование,
управленческие решения, интеллектуальные системы учета, информационные технологии, ситуационный анализ,
нейронные сети, нечеткие задачи, неструктурированные
решения, системы поддержки принятии решений, обработка информации. |
Как цитировать статью: |
Ващенко В. А. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в организациях высшего образования: возможности и ограничения // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 224–229.
DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.477. |