https://vestnik.volbi.ru/

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ващенко В. А.
Номер журнала: 4(53) Месяц и год выхода: ноября 2020
Аннотация:

В статье рассматриваются особенности применения интеллектуальных систем поддержки принятия решений (ИСППР) в сфере высшего образования. Дается общая характеристика систем поддержки принятия решений, выделяются основные их типы, наиболее перспективные в современной ситуации подходы и методы. Устанавливается соотношение между основными функциями (подсистемами) управления и наиболее эффективными для их реализации методами ИСППР. Среди передовых методов ИСППР рассматриваются: анализ сценариев и ситуаций, имитационное моделирование, использование нейронных сетей, интерактивных диалоговых систем. Особое внимание уделяется решению слабоструктурированных (нечетких) задач, для которых оптимальным является дополнение машинных методов способностями человеческого разума. Указываются сильные стороны ИСППР: экономия рабочего времени специалистов, ускорение процесса принятия решений, сокращение числа вероятных ошибок. Вместе с тем выявляется ограниченность возможностей ИСППР в сфере образования, обусловленная неопределенностью и многовариантностью элементов задач управления, приоритетом человеческого фактора, важностью индивидуального подхода к обучающимся. Среди конкретных задач и подходов, реализуемых с применением ИСППР, указываются: достижение максимальной эффективности использования ресурсов вуза (кадровых, научных, материальных), формирование оптимального учебного процесса (включающего индивидуальные сочетания учебных модулей), достижение эффективного взаимодействия с внешней средой (научными организациями, коммерческими предприятиями). Подчеркивается важность межвузовского взаимодействия, участия организации в совместных научно-практических проектах, что также требует применения ИСППР. Дальнейшее развитие ИСППР представляется возможным на основе расширения возможностей искусственного интеллекта, реализации основных требований к ИСППР, в числе которых: интерактивность, адаптивность (гибкость), семиотичность, качественная визуализация, распределенная и параллельная обработка информации.

Ключевые слова:

управление, высшее образование, управленческие решения, интеллектуальные системы учета, информационные технологии, ситуационный анализ, нейронные сети, нечеткие задачи, неструктурированные решения, системы поддержки принятии решений, обработка информации.

Как цитировать статью:

Ващенко В. А. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в организациях высшего образования: возможности и ограничения // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 224–229. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.477.