https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ У ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Декина Е. В., Шалагинова К. С.
Номер журнала: 4(57) Месяц и год выхода: ноября 2021
Аннотация:

В статье приведен опыт формирования навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности. Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, центральным из которых является увеличение численности подростков с повышенным уровнем тревожности, не умеющих конструктивно решать возникающие противоречия, и устаревшие подходы к организации работы с данной категорией детей; практическим запросом в овладении современными подростками навыками разрешения конфликтов и недостаточным количеством эмпирических данных о влиянии тревожности на выбор стратегии поведения в конфликте. Представлена программа по формированию навыков конструктивного поведения в конфликтах подростков с повышенным уровнем тревожности, включающая занятия, направленные на снижение уровня тревожности до «нормы»; овладение навыками уверенного поведения; базовыми коммуникативными навыками; навыками конструктивного разрешения конфликтов; навыками выражения и управления эмоциями; снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать себя и других людей, актуализацию личностных ресурсов. Новизной программы является мотивация подростка с повышенным уровнем тревожности к изменениям, акцентирующим внимание на решении наиболее важных проблем. Оценка эффективности представленной программы проводилась на базе одного из центров образования г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 7-го класса в количестве 20 человек (возраст 13—14 лет). Статистический анализ данных по G-критерию знаков позволяет сделать вывод о положительной динамике в выборке после реализации разработанной программы. У подростков с повышенным уровнем тревожности были зафиксированы следующие изменения: у большей части подростков в исследуемой группе снизился уровень тревожности; доминирующими стратегиями поведения в конфликте стали сотрудничество и компромисс; существенно увеличилось количество подростков с конструктивными признаками поведения в конфликте; снизился уровень коммуникативного контроля; снизились показатели по таким шкалам, как подозрительность, вспыльчивость, бескомпромиссность, обидчивость, а также снизился общий уровень конфликтности. Представленная технология может быть использована в работе психологической службы образовательной организации.

Ключевые слова:

тревожность, повышенный уровень тревожности, конфликт, конструктивное поведение в конфликте, подростковый возраст, развитие личности, обучение, воспитание, стратегия поведения в конфликте, коммуникативный контроль, уверенное поведение, коммуникативные навыки, эмоциональное напряжение

Как цитировать статью:

Шалагинова К. С., Декина Е. В. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 337—342. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.423.