PDF: |
|
Автор(ы): |
Декина Е. В., Шалагинова К. С. |
Номер журнала: |
4(57) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2021 |
Аннотация: |
В статье приведен опыт формирования навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности. Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, центральным из которых является увеличение численности подростков с повышенным уровнем тревожности, не умеющих конструктивно решать возникающие противоречия, и устаревшие подходы к организации работы с данной категорией детей; практическим запросом в овладении современными подростками навыками разрешения конфликтов и недостаточным количеством эмпирических данных о влиянии тревожности на выбор стратегии поведения в конфликте. Представлена программа по формированию навыков конструктивного поведения в конфликтах подростков с повышенным уровнем тревожности, включающая занятия, направленные на снижение уровня тревожности до «нормы»; овладение навыками уверенного поведения; базовыми коммуникативными навыками; навыками конструктивного разрешения конфликтов; навыками выражения и управления эмоциями; снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать себя и других людей, актуализацию личностных ресурсов. Новизной программы является мотивация подростка с повышенным уровнем тревожности к изменениям, акцентирующим внимание на решении наиболее важных проблем. Оценка эффективности представленной программы проводилась на базе одного из центров образования г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 7-го класса в количестве 20 человек (возраст 13—14 лет). Статистический анализ данных по G-критерию знаков позволяет сделать вывод о положительной динамике в выборке после реализации разработанной программы. У подростков с повышенным уровнем тревожности были зафиксированы следующие изменения: у большей части подростков в исследуемой группе снизился уровень тревожности; доминирующими стратегиями поведения в конфликте стали сотрудничество и компромисс; существенно увеличилось количество подростков с конструктивными признаками поведения в конфликте; снизился уровень коммуникативного контроля; снизились показатели по таким шкалам, как подозрительность, вспыльчивость, бескомпромиссность, обидчивость, а также снизился общий уровень конфликтности. Представленная технология может быть использована в работе психологической службы образовательной организации. |
Ключевые слова: |
тревожность, повышенный уровень тревожности, конфликт, конструктивное поведение
в конфликте, подростковый возраст, развитие личности,
обучение, воспитание, стратегия поведения в конфликте,
коммуникативный контроль, уверенное поведение, коммуникативные навыки, эмоциональное напряжение |
Как цитировать статью: |
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 337—342.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.423. |