PDF: |
|
Автор(ы): |
Гаркуша Н. В., Екимова С. Г., Ларина Е. А. |
Номер журнала: |
4(57) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2021 |
Аннотация: |
Голос — уникальное средство коммуникации и социализации человека, формирования обширного человеческого поликультурного пространства. Он используется в самых разнообразных профессиях и представляет собой функцию с междисциплинарной принадлежностью, поэтому и гигиена, здоровьесбережение, восстановление голоса имеют системный конвергентный (междисциплинарный) характер. Этой проблемой занимаются специалисты педагогических и медицинских профилей (учителя-логопеды, фонопеды, фониатры, отоларингологи). Преподаватели высшей школы имеют чрезмерные голосовые и психоэмоциональные нагрузки, осложненные в последнее время дистанционными формами обучения. В процессе своей работы они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству их голоса в процессе выполнения преподавательского труда. Объект исследования — состояние голосовых возможностей у педагогов высшей школы. Предмет — обобщение способов восстановления голоса у преподавателей высшей школы, актуализация значимости профилактической и гигиенической работы по предупреждению профессиональных голосовых нарушений. Рабочая гипотеза исследования состоит из предположения, что своевременная диагностика и систематическое применение подобранных логопедических и фонопедических мероприятий позволят оптимизировать процесс восстановления функций гортани у преподавателей вуза. В данной работе описано эмпирическое исследование особенностей голоса у преподавателей высшей школы (Тихоокеанского государственного университета), выявлены основные факторы, влияющие на голосовое здоровье и причины возникновения голосовых нарушений. На основании анализа данных анкетирования, полученных из опроса, и проведенных ранее теоретических и практических исследований для преподавателей вуза подготовлены материалы (брошюры) и видеоматериалы (мастер-классы) по гигиене и профилактике голосовых нарушений. Научный вклад исследования заключается в получении эмпирических результатов в обозначенном проблемном поле, объединении логопедических и фонопедических научных и методических материалов для практического применения лицами с голосо-речевыми профессиями. Направлением будущих исследований будет расширение группы респондентов (учителя, воспитатели, студенты) для диагностических замеров и последующий сравнительный анализ полученных данных. |
Ключевые слова: |
голос, нарушение голоса, профессиональные патологии голоса, дисфония, афония, способы
восстановления голоса, профилактика, гигиена, логопедические и фонопедические упражнения, голосоечевая профессия, преподаватели вуза |
Как цитировать статью: |
Ларина Е. А., Гаркуша Н. В., Екимова С. Г. Изучение нарушения голоса и способов его
восстановления у преподавателей вуза // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 380—386. DOI: 10.25683/
VOLBI.2021.57.434. |