PDF: |
|
Автор(ы): |
Котикова О. В. |
Номер журнала: |
4(57) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2021 |
Аннотация: |
В статье анализируются теоретико-экспериментальные аспекты социализации обучающихся в гетерогенной образовательной среде. Автором рассматриваются различные подходы к определению таких ключевых понятий, как «среда», «образовательная среда», «гетерогенность», что позволяет расширить понимание определения «гетерогенная образовательная среда». Данный анализ позволяет автору сформулировать собственное определение гетерогенной образовательной среды в контексте объединения в одном образовательном учреждении обучающихся, различных по состоянию здоровья, социально-демографическим, социально-психологическим и индивидуально-типологическим признакам, имеющих особые образовательные потребности. Автор рассматривает социализацию обучающихся в гетерогенной образовательной среде как многофакторный процесс, основываясь на ключевом утверждении культурно-исторической теории Л. С. Выготского о том, что личность формируется в результате социокультурной деятельности через опосредование коммуникационных систем в процессе интериоризации. Данное утверждение позволяет определить ключевые аспекты воздействия социокультурной среды на индивида и выделить социально-культурные факторы социализации, в наибольшей степени значимые для учащихся с особыми образовательными потребностями, а также определить общие и специфические проблемы социализации для каждой из групп гетерогенного состава обучающихся. Автор статьи предлагает структуру педагогических условий, включающую организационные, психолого-педагогические и дидактические условия. Практическая значимость исследования отражена в описании результатов реализации в образовательном учреждении педагогических условий социализации таких гетерогенных групп обучающихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья и социально неблагополучные учащиеся. Автор предлагает реализацию педагогических условий посредством программы педагогической деятельности, включающей практики социального партнерства. В заключение приводятся результаты экспериментальной работы по определению и результатам реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешную социализацию гетерогенных групп обучающихся. |
Ключевые слова: |
социализация, среда, образовательная среда, гетерогенная образовательная среда, педагогические условия, гетерогенные группы обучающихся, особые
образовательные потребности, культурно-историческая
теория, социально-культурные факторы |
Как цитировать статью: |
Котикова О. В. Педагогические условия социализации обучающихся в гетерогенной образователь-
ной среде // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 425—429. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.457. |