https://vestnik.volbi.ru/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Святохо Е. А.
Номер журнала: 4(61) Месяц и год выхода: ноября 2022
Аннотация:

В статье раскрываются проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к решению задачи организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками как одного из приоритетных направлений развития среднего образования. Предложено авторское понимание структуры готовности студентов педагогических специальностей к проектированию исследовательской деятельности старшеклассников как системы психологического, теоретического, технологического и рефлексивнооценочного компонентов. Рассмотрены содержание, уровни, показатели и критерии формирования технологического компонента как одного из составляющих. Целью статьи явилось обоснование эффективности авторского подхода к формированию технологического компонента готовности студентов педагогических специальностей к проектированию исследовательской деятельности старшеклассников на примере школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием практико-ориентированных заданий в качестве специального методического инструментария. Описана программа экспериментальной работы, которая проходила на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», в которой приняли участие 103 студента. Логика экспериментальной работы развивалась в направлении «знание — понимание — применение» и базировалась на таких формах, как решение практико-ориентированных задач, написание исследовательских работ, руководство исследовательскими работами старшеклассников, педагогическая практика и т.д. В статье приводятся примеры практико-ориентированных заданий. Эффективность использования предложенных средств формирования технологической составляющей рассматриваемой готовности доказана с использованием качественных и количественных диагностических методик и методов математической статистики. Для диагностики уровня сформированности технологической составляющей были разработаны диагностические листы, которые заполнялись как самими студентами, так и экспертами, которыми были преподаватели университета и руководители педагогической практики. В качестве стандартизированной методики была использована методика диагностики уровня частичной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию Фетискина Н. П.

Ключевые слова:

исследовательская деятельность, старшеклассники, проектирование, студенты педагогических специальностей, готовность, компоненты готовности, технологический компонент, практикоориентированная задача, диагностика, эффективность

Как цитировать статью:

Святохо Е. А. Использование практикоориентированных задач в процессе формирования готовности студентов педагогических направлений к проектированию исследовательской деятельности учащихся старших классов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 387—294. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.433.