https://vestnik.volbi.ru/

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В 1920-е гг.

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Белых И. Н., Корнилова О. А.
Номер журнала: 4(61) Месяц и год выхода: ноября 2022
Аннотация:

Выбор темы обусловлен ориентированностью современной образовательной политики в России на усиление роли учебного процесса в нравственном воспитании обучающихся и недостаточной изученностью регионального аспекта школьного образования в 1920-е годы. Цель исследования — выявить и проанализировать содержание, принципы, формы и методы учебного процесса в советской школе Приенисейской Сибири в 1920-е годы в контексте нравственного воспитания учащихся. В качестве исходных данных использованы архивные материалы, публикации периодических изданий, отражавшие деятельность школ, документы Народного комиссариата просвещения и Сибирского отдела народного образования, диссертационные исследования. В качестве методов — метод изучения разноплановых историко-педагогических источников, метод абстрагирования, метод исторической периодизации. Проведенное исследование показало, что организация учебного процесса в школе Приенисейской Сибири в 1920е годы была нацелена на актуализацию его нравственного аспекта, что выражалось в усилении нравственно-коммунистического содержания учебных программ, распространении принципов коллективизма и сознательной дисциплины, использовании новых форм и методов (межшкольные ученические конференции, метод социалистического соревнования) и переосмыслении дореволюционных (экскурсионный метод, внеклассная работа). Результативными оказались межшкольные ученические конференции, социалистическое соревнование и экскурсионный метод. Широкое распространение получили внеклассная работа и принцип коллективизма. Принцип сознательной дисциплины показал недостаточную эффективность. Воспитательная ценность учебных программ осознавалась не в полной мере. Анализ особенностей организации учебного процесса школ Приенисейской Сибири в 1920-е годы позволяет выделить несколько стадий актуализации его нравственного аспекта: 1) переосмысление нравственного аспекта в организации учебного процесса (1920—1923 гг.); 2) усиление нравственно-коммунистического содержания учебного процесса (1924—1927 гг.); 3) активизация борьбы за нравственную воспитанность школьников (1928—1931 гг.). Полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов региональной историко-педагогической направленности, а также переосмыслены и учтены при организации учебного процесса в современной школе.

Ключевые слова:

организация учебного процесса, нравственное воспитание, советская школа, Приенисейская Сибирь, 1920-е годы, учебные программы, коллективизм, сознательная дисциплина, экскурсионный метод, внеклассная работа, межшкольные ученические конференции, метод социалистического соревнования

Как цитировать статью:

Белых И. Н., Корнилова О. А. Организация учебного процесса в советской школе Приенисейской Сибири в контексте нравственного воспитания учащихся в 1920-е гг. // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 320—325. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.404.