https://vestnik.volbi.ru/

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Анзорова А. У.
Номер журнала: 4(61) Месяц и год выхода: ноября 2022
Аннотация:

В статье анализируется значимость непрерывного развития руководителей общеобразовательных школ, обозначается изученность проблемы. Непрерывный рост профессионализма управленцев связывается с повышением качества российского образования. Выявляются ресурсы неформального образования, обеспечивающего обучение руководителей в условиях высокой профессиональной нагрузки и многозадачности. Ставится цель работы, предполагающая описание педагогических возможностей неформального обучения руководителей общеобразовательных организаций. Выделены задачи, научная новизна и практическая значимость исследования. Осуществлен обзор научных публикаций, подтверждающий педагогические возможности неформального образования менеджеров школ. Методологическим основанием исследования выступает положение А. М. Новикова о необходимости совершенствования каждого человека в течение всей жизни и создания условий для его непрерывного образования. Указаны возможности дистанционных и очных форм обучения специалистов образования. Предлагаются три варианта неформального обучения менеджеров в образовании: сетевые профессиональные сообщества, неформальное наставничество, конкурсы профессионального мастерства. Приводятся примеры сетевых профессиональных сообществ для руководителей школ, способов осуществления неформального наставничества и конкурсов профессионального мастерства. Они в совокупности обладают большими педагогическими возможностями, а именно: обеспечивают оперативное получение необходимой информации, точечное решение управленских проблем; возможность консультационной поддержки; получение оценки профессиональных экспертов; обучение руководителей без значительного отрыва от работы. Делается вывод о необходимости применения предложенных решений во внутриорганизационном обучении руководителей и в учреждениях повышения квалификации работников образования. Определяются перспективы дальнейших исследований, связанные с поиском других действенных вариантов неформального образования руководителей школ.

Ключевые слова:

неформальное обучение, руководители, общеобразовательные организации, непрерывное развитие, менеджеры в образовании, сетевые профессиональные сообщества, неформальное наставничество, конкурсы профессионального мастерства, лидерство, внутриорганизационное обучение

Как цитировать статью:

Анзорова А. У. Педагогические возможности неформального обучения руководителей общеобразовательных организаций в обеспечении их непрерывного профессионального развития // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 468—472. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.459.