https://vestnik.volbi.ru/

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА В МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ: НА ПРИМЕРЕ НАКАЗАНИЯ ВЕРООТСТУПНИКОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Кокорев В. Г., Хапчаев С. Т.
Номер журнала: 4(61) Месяц и год выхода: ноября 2022
Аннотация:

В данной статье авторы поднимают весьма актуальную проблему ограничения религиозной свободы, что является одним из наиболее распространенных объектов критики со стороны научного сообщества, интересующегося проблемами мусульманского права. Автор признает, что в свете глобальной тенденции по утверждению свободы совести и вероисповедания, начало которой было положено в XVII в., ислам остается единственной мировой религией, предусматривающей суровые санкции за обращение в другую веру или отстаивание атеистической позиции теми людьми, которые ранее были мусульманами. Даже сегодня в целом ряде государств с преимущественным мусульманским населением юридические санкции за вероотступничество предусматривают серьезные санкции, включающие тюремное заключение и даже смертную казнь. Предусмотренное законом наказание за вероотступничество, по мнению отдельных ученых, применяется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, поскольку считается, что оно основано на необходимости защищать религию от тех, кто стремится причинить ей вред, манипулировать ею или восстать против нее. Проводя классификацию преступных деяний согласно мусульманскому праву, авторы по остаточному принципу относят простое вероотступничество к категории «тазир», то есть к таким деяниям, наказания за которые четко не прописаны в Коране и сунне, а, следовательно, их конкретная интерпретация будет зависеть от усмотрения властей. В этой связи автор считает совершенно очевидной невозможность отождествления простой смены человеком своих убеждений и отхода от ислама, выражающегося в предательстве мусульман, дезертирстве, шпионаже в пользу иностранного государства, публичном высмеивании мусульманских святынь и т.п. В современном мире, по мнению авторов, вопрос веры затрагивает сугубо отношения между Богом и человеком, поэтому не может предусматривать никакое юридическое наказание, за исключением тех случаев, когда неверие сопряжено с деяниями, причиняющими вред мусульманской общине либо отдельному человеку

Ключевые слова:

свобода, религия, права человека, мусульманское право, шариат, преступление, вероотступничество, хадд, кисас, тазир

Как цитировать статью:

Хапчаев С. Т., Кокорев В. Г. Религиозная свобода в мусульманской правовой доктрине: на примере наказания вероотступников // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 244—248. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.468.