https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Артеева В. С., Схведиани А. Е.
Номер журнала: 4(61) Месяц и год выхода: ноября 2022
Аннотация:

Научно-технологическое развитие субъектов экономики требует от рынка труда кадры, полностью удовлетворяющие запросы работодателей и даже опережающие их. В статье производится анализ методов, применяемых для оценки соответствия компетенций и навыков выпускников требованиям рынка труда. Для анализа методов был проведен библиографический обзор на основании методологии PRISMA: было отобрано девять статей из базы данных Scopus и системы Google Scholar, удовлетворяющих критериям поиска. На основании библиографического обзора были сделаны следующие выводы: во-первых, было выявлено, что основным методом оценки соответствия компетенций является расчёт среднего отклонения между ожидаемым и фактическим значением владения компетенцией, кроме того, часть авторов оценивали значимость разрывов с помощью t-критерия. Во-вторых, было определено, что для оценки фактического и требуемого уровня владения компетенциями и навыками в исследованиях часто применяются методы опроса, различающиеся по субъекту оценки: работодатели, HR-менеджеры, старшие сотрудники, недавние выпускники, преподаватели или менеджеры образовательных программ. В-третьих, было обнаружено, что значимое несоответствие чаще всего приходилось на следующие компетенции: решение проблем и принятие решений. Также было выявлено, что студенты не имеют достаточного представления о том, какие компетенции и навыки им необходимо развивать, чтобы быть востребованными на рынке труда. Был сделан вывод о том, что университеты делают упор на развитие навыков, которые не востребованы у работодателей, а это приводит к избыточному уровню владения одними компетенциями и недостаточному уровню обладания востребованными. Таким образом, для оценки соответствия компетенций и навыков выпускников требованиям рынка труда необходимо, во-первых, определить требования к должности и навыкам специалиста, во-вторых, выявить, какую квалификацию имеет специалист и какими навыками владеет.

Ключевые слова:

анализ пробелов в навыках, соответствие компетенций, соответствие навыков, методы оценки, навыки трудоустройства, выпускники, спрос на навыки, рынок труда, компетенции, навыки

Как цитировать статью:

Артеева В. С., Схведиани А. Е. Методы оценки соответствия компетенций и навыков выпускников требованиям рынка труда // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 188—193. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.500.