PDF: |
|
Автор(ы): |
Натальина Т. В., Петухова С. В. |
Номер журнала: |
4(61) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2022 |
Аннотация: |
В статье рассмотрены основные современные тренды российского высшего образования, к числу которых относятся цифровизация образовательного процесса, повышение его индивидуальной направленности, ориентация на формирование не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций, soft skills, повышающих адаптационные возможности выпускника и его востребованность на рынке труда после окончания вуза. Авторами обоснована актуальность проектирования и внедрения в учебный процесс кампусных курсов в проекции актуальных направлений развития российской высшей школы. Для изучения распространенности использования кампусных курсов как инструментов формирования soft skills у обучающихся проведено исследование опыта организации образовательного процесса ведущими вузами нашей страны. Установлено, что наличие кампусных курсов не носит повсеместного характера, хотя ведущие университеты уже накопили значительный опыт в их разработке и использовании в учебном процессе. Выделены специфические черты кампусных курсов как учебных дисциплин и предложены рекомендации по их разработке. Обоснована важность разработки подходов к оценке эффективности формирования надпрофессиональных компетенций у обучающихся. Разработана модель процесса формирования и оценки soft skills у студентов вуза, учитывающая трехлетний положительный опыт работы ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» по развитию метакомпетенций своих студентов. Данная модель включает в себя пять этапов, позволяющих учесть как возможности и потребности конкретного вуза, так и лучшие практики по формированию soft skills как в академической, так и деловой среде. На основе модели процесса формирования и оценки soft skills и с учетом специфики НГУЭУ как предпринимательского университета авторами спроектирована компетентностная модель soft skills НГУЭУ, раскрывающая подход университета к филиации надпрофессиональных компетенций обучающихся. Модель прошла успешную апробацию в НГУЭУ при обучении студентов всех направлений подготовки, что подтверждает ее эффективность и практикоприменимость. |
Ключевые слова: |
soft skills, надпрофессиональные навыки, метакомпетенции, кампусные курсы, сквозные дисциплины, эффективность, цифровая экономика, компетентностная модель, высшее образование, практикориентированное обучение, образовательный процесс |
Как цитировать статью: |
Натальина Т. В., Петухова С. В. Подходы к оценке эффективности формирования soft skills у студентов
высших учебных заведений // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 92—98. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.444. |