PDF: |
|
Автор(ы): |
Бурмистрова Н. А., Филимонов В. А. |
Номер журнала: |
4(65) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2023 |
Аннотация: |
В статье рассматривается проблема формирования когнитивного образа учебной группы как коллективного субъекта образовательного процесса. Целью исследования является построение прототипа такого образа. Использован авторский подход «4К» (коллективный, когнитивный, конфигураторный, конвергентный). Студенческая группа как целое рассматривалась в качестве эксперта, задачами которого была оценка характеристик двух видов: глазомерных, допускающих точную проверку, и психологических, оценка которых сравнивалась с оценками других экспертов. В первом случае коллективная оценка формировалась усреднением индивидуальных оценок, во втором — голосованием, с принятием решения по большинству голосов. Теоретическим базисом служили методы математической статистики, рефлексивного анализа В. А. Лефевра, а также концепция психологических типов К. Г. Юнга в трактовке И. Майерс и К. Бриггс. Студенческие группы оценивали размеры макета НЛО, отношение к гуманоидам, а также анализировали психологические профили четырёх персонажей мультфильма «38 попугаев». Результаты позволяют рекомендовать теоретические методы, основанные на работах В. А. Лефевра и К. Г. Юнга, для формирования когнитивных образов коллективных субъектов. Отмечена важность средств искусства, в частности когнитивной графики, учебников в формате «образовательная манга», мобилизующих сенсорные возможности студентов в понимании учебного материала. В качестве примеров рассмотрены международный проект Dance Your PhD, детективный сериал Numb3rs, в котором сюжет каждого эпизода сопровождается интерпретацией определённой математической модели, фильм Moneyball, описывающий процесс создания и использования математической модели экономической эффективности спортивной команды. Участие студентов в соответствующих экспериментах дополнительно способствует усвоению материала изучаемых дисциплин. |
Ключевые слова: |
предметная подготовка, интеграция
учебных дисциплин, коллективный субъект, когнитивный
образ, подход 4К, рефлексивный анализ, психологические
типы, эксперимент, метафорическая когнитивная карта,
прототип |
Как цитировать статью: |
Филимонов В. А., Бурмистрова Н. А. Исследование студенческой группы как коллективного субъекта // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 295—300. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.793. |