PDF: |
|
Автор(ы): |
Сербина Н. В., Чудиновских М. В. |
Номер журнала: |
4(65) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2023 |
Аннотация: |
В статье исследуется проблема управления педагогическим персоналом в учреждении государственной системы среднего специального и среднего профессионального образования на примере областного многопрофильного техникума. Оценивается текущее состояние социально-психологического климата в коллективе и влияние роли руководства. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование климата и особое значение управленческих и личностных качеств лидера. Исследование базируется на эмпирических данных, полученных авторами в ходе изучения кадрового состава и проведенного анкетирования. Анализ педагогических кадров позволил вычленить ведущую возрастную категорию с ее особенностями, а результаты анкетирования — определить показатели текущего состояния социально-психологического климата в коллективе и обозначить основные проблемы. Использовался ряд известных методик, а также разработанная авторами анкета по влиянию личности руководителя на климат в организации. Показатели продемонстрировали наличие серьезных проблем с управляемостью и трудовой дисциплиной. Выявлен низкий уровень групповой сплоченности и общий пессимистический настрой педагогов. Обнаружено, что, по мнению опрошенных, основными причинами конфликтов является организация работы и невмешательство руководства. Учитывая особенности и выявленные потребности ведущей возрастной группы в коллективе, для улучшения качества социально-психологического климата целесообразен одновременный запуск изменений, связанных и с организацией труда педагогов, и с повышением авторитета руководителя. Соблюдение баланса между требовательностью и контролем выполнения поставленных задач, с одной стороны, и учетом их потребностей, с другой, позволят руководителю привести в соответствие свой формальный и неформальный статусы лидера, а демонстрация личного профессионального отношения к работе будет служить укреплению авторитета, придавая новый импульс развитию всего педагогического состава техникума. |
Ключевые слова: |
социально-психологический климат,
педагогический коллектив, образовательные учреждения,
роль руководителя, психологические показатели, эмоциональные показатели, компетенции руководителя, индекс
сплоченности, конфликтные ситуации, стиль управления |
Как цитировать статью: |
Сербина Н. В., Чудиновских М. В. Оценка социально-психологического климата в учреждении
среднего профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 407—411. DOI: 10.25683/
VOLBI.2023.65.819. |