https://vestnik.volbi.ru/

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Сербина Н. В., Чудиновских М. В.
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

В статье исследуется проблема управления педагогическим персоналом в учреждении государственной системы среднего специального и среднего профессионального образования на примере областного многопрофильного техникума. Оценивается текущее состояние социально-психологического климата в коллективе и влияние роли руководства. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование климата и особое значение управленческих и личностных качеств лидера. Исследование базируется на эмпирических данных, полученных авторами в ходе изучения кадрового состава и проведенного анкетирования. Анализ педагогических кадров позволил вычленить ведущую возрастную категорию с ее особенностями, а результаты анкетирования — определить показатели текущего состояния социально-психологического климата в коллективе и обозначить основные проблемы. Использовался ряд известных методик, а также разработанная авторами анкета по влиянию личности руководителя на климат в организации. Показатели продемонстрировали наличие серьезных проблем с управляемостью и трудовой дисциплиной. Выявлен низкий уровень групповой сплоченности и общий пессимистический настрой педагогов. Обнаружено, что, по мнению опрошенных, основными причинами конфликтов является организация работы и невмешательство руководства. Учитывая особенности и выявленные потребности ведущей возрастной группы в коллективе, для улучшения качества социально-психологического климата целесообразен одновременный запуск изменений, связанных и с организацией труда педагогов, и с повышением авторитета руководителя. Соблюдение баланса между требовательностью и контролем выполнения поставленных задач, с одной стороны, и учетом их потребностей, с другой, позволят руководителю привести в соответствие свой формальный и неформальный статусы лидера, а демонстрация личного профессионального отношения к работе будет служить укреплению авторитета, придавая новый импульс развитию всего педагогического состава техникума.

Ключевые слова:

социально-психологический климат, педагогический коллектив, образовательные учреждения, роль руководителя, психологические показатели, эмоциональные показатели, компетенции руководителя, индекс сплоченности, конфликтные ситуации, стиль управления

Как цитировать статью:

Сербина Н. В., Чудиновских М. В. Оценка социально-психологического климата в учреждении среднего профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 407—411. DOI: 10.25683/ VOLBI.2023.65.819.