https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Тигров В. В.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: В статье с опорой на анализ трудов пси- хологов и педагогов, а также многолетний опыт работы автора изложен возможный подход к организации про- цесса формирования изобретательских умений сельских школьников в период осенних и весенних каникул через включение их в инновационную проектную деятельность дополнительного технологического образования, связан- ную с решением технико-технологических проблем произ- водственных предприятий района, в котором они прожи- вают. Раскрываются последовательные условные эта- пы организации и проведения инновационной проектной деятельности, из которых первый посвящен вовлечению в изобретательскую деятельность, где учащиеся знако- мятся с достижениями великих изобретателей и изобре- тениями, выполненными их сверстниками. Далее следует этап знакомства учащихся с методиками активизации поиска решений творческих задач, на котором проводят- ся тренинговые занятия по творческой деятельности и осуществляется конкурсный отбор участников дальней- шей работы. Приводятся примеры конкурсных заданий и заданий для творческой работы по использованию мето- дик активизации поиска решений творческих задач, опи- сываются варианты полученных оригинальных решений. С третьего по шестой этапы проводятся уже с победи- телями конкурса в каникулярное время: учащиеся решают задачи с содержанием, отражающим деятельность про- изводственных предприятий района, в котором прожива- ют (3-й этап); осуществляют экскурсии на производства (4-й этап); выявляют и формулируют проблему, находят изобретательское решение, выполняют эскизы и черте- жи на найденное решение, проводят консультации с пред- ставителями производственных предприятий (5-й этап); осуществляют патентный поиск на найденное решение и оформляют документы на получение патента (6-й этап). Далее учащиеся готовят презентацию (7-й этап) и выставляют работу (8-й этап), как правило, на между- народные конкурсы. Важно, что такой учебный процесс интересен не только школьникам, но и учителям, родите- лям, представителям бизнеса, а также представителям администрации области и ее районов.
Ключевые слова:

сельские школьники, дополнительное технологическое образование, творческие каникулы, твор- ческая задача, методика ТРИЗ, обучение изобретатель- ству, изобретательские умения, этапы формирования, инновационная проектная деятельность, субъекты обуче- ния изобретательской деятельности, патент

Как цитировать статью:

Тигров В. В. Формирование изобретательских умений у сельских школьников: из опыта работы // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 456—461. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1156.