https://vestnik.volbi.ru/

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Колесова С. В., Мельникова Ю. А.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: В статье раскрываются результаты мас- штабного исследования готовности педагогов дополнитель- ного образования, работающих в структуре общеобразо- вательных организаций, к достижению целей и задач духов- но-нравственного воспитания обучающихся. Исследование проводилось в более чем двадцати городах, областях, краях и республиках Российской Федерации. Авторами рассматрива- ются различные подходы к определению понятия «готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию», структура и соотношение долговременной, ситуативной, психологиче- ской готовности, реального поведения и практической дея- тельности педагогов по воспитанию обучающихся в процессе дополнительного образования. В статье представлены харак- теристики компонентов готовности педагогов к реализации духовно-нравственного воспитания в системе дополнитель- ного образования на базе общеобразовательной школы. Целью эмпирического исследования выступало выявление отношения педагогов дополнительного образования, реализующих его раз- личные направления, к формированию традиционных россий- ских ценностей как основы духовно-нравственного воспитания школьников; определение арсенала используемых педагогами методов, средств и форм организации духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования детей; оценка наличия профильного образования, переподготовки или повышения квалификации у руководителей студии, клуба или секции в соответствии с направлением дополнительного образования. Результаты диагностики были получены мето- дом интернет-опроса педагогов дополнительного образова- ния, которые работают в структуре общеобразовательных организаций. В ходе исследования были определены пробле- мы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций в соответствии с направлением программы дополнительного образования, которую реализует педагог. Установлена недостаточная осведомленность педагогов дополнительного образования о целях, задачах, содержании, методах, приемах, средствах и формах организации духовно-нравственного воспитания обу- чающихся в процессе дополнительного образования. Анализ эмпирических данных исследования подтвердил теоретически обоснованную гипотезу о недостаточности только психоло- гической готовности педагога для успешного решения задач духовно-нравственного воспитания в практической деятель- ности по дополнительному образованию школьников.
Ключевые слова:

дополнительное образование, направ- ления дополнительного образования, школьные театры, школьные музеи, спортивные клубы, медиацентры, науч- ные общества учащихся, духовно-нравственное воспита- ние, готовность педагогов к духовно-нравственному вос- питанию, психологическая готовность, долговременная готовность, ситуативная готовность

Как цитировать статью:

Колесова С. В., Мельникова Ю. А. Готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в дополнительном образовании в структуре общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Пра- во. 2024. № 4(69). С. 462—470. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1162.