PDF: |
|
Автор(ы): |
Колесова С. В., Мельникова Ю. А. |
Номер журнала: |
4(69) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2024 |
Аннотация: |
В статье раскрываются результаты мас-
штабного исследования готовности педагогов дополнитель-
ного образования, работающих в структуре общеобразо-
вательных организаций, к достижению целей и задач духов-
но-нравственного воспитания обучающихся. Исследование
проводилось в более чем двадцати городах, областях, краях и
республиках Российской Федерации. Авторами рассматрива-
ются различные подходы к определению понятия «готовность
педагогов к духовно-нравственному воспитанию», структура
и соотношение долговременной, ситуативной, психологиче-
ской готовности, реального поведения и практической дея-
тельности педагогов по воспитанию обучающихся в процессе
дополнительного образования. В статье представлены харак-
теристики компонентов готовности педагогов к реализации
духовно-нравственного воспитания в системе дополнитель-
ного образования на базе общеобразовательной школы. Целью
эмпирического исследования выступало выявление отношения
педагогов дополнительного образования, реализующих его раз-
личные направления, к формированию традиционных россий-
ских ценностей как основы духовно-нравственного воспитания
школьников; определение арсенала используемых педагогами
методов, средств и форм организации духовно-нравственного
воспитания в системе дополнительного образования детей;
оценка наличия профильного образования, переподготовки
или повышения квалификации у руководителей студии, клуба
или секции в соответствии с направлением дополнительного
образования. Результаты диагностики были получены мето-
дом интернет-опроса педагогов дополнительного образова-
ния, которые работают в структуре общеобразовательных
организаций. В ходе исследования были определены пробле-
мы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогов общеобразовательных организаций в соответствии
с направлением программы дополнительного образования,
которую реализует педагог. Установлена недостаточная
осведомленность педагогов дополнительного образования
о целях, задачах, содержании, методах, приемах, средствах и
формах организации духовно-нравственного воспитания обу-
чающихся в процессе дополнительного образования. Анализ
эмпирических данных исследования подтвердил теоретически
обоснованную гипотезу о недостаточности только психоло-
гической готовности педагога для успешного решения задач
духовно-нравственного воспитания в практической деятель-
ности по дополнительному образованию школьников. |
Ключевые слова: |
дополнительное образование, направ-
ления дополнительного образования, школьные театры,
школьные музеи, спортивные клубы, медиацентры, науч-
ные общества учащихся, духовно-нравственное воспита-
ние, готовность педагогов к духовно-нравственному вос-
питанию, психологическая готовность, долговременная
готовность, ситуативная готовность |
Как цитировать статью: |
Колесова С. В., Мельникова Ю. А. Готовность педагогов к духовно-нравственному воспитанию
обучающихся в дополнительном образовании в структуре общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Пра-
во. 2024. № 4(69). С. 462—470. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1162. |