https://vestnik.volbi.ru/

ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И РАБОЧИХ ПРОГРАММ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Елисеева Н. А., Лапп Е. А.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: Цель работы — презентация актуальной структуры и содержания программ подготовки педагогов к работе с детьми раннего возраста в системе высшего образования. В ходе проведенного исследования на основа- нии обзора и изучения учебно-методических материалов вузов, представленных в открытом доступе, проанализиро- ваны основные профессиональные образовательные и рабо- чие программы дисциплин в двухуровневой системе высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» по пробле- мам поддержки семьи ребенка раннего возраста со стороны педагогов. Изучены сайты 94 высших учебных заведений из девяти федеральных округов Российской Федерации, включая Республику Крым. Авторами сделан вывод о недостаточ- ной представленности в образовательных программах еди- ниц содержания, направленных на формирование у будущих педагогов компетенций по работе с родителями детей ран- него возраста. Содержательный ресурс подготовки кадров в данном аспекте имеет направление «Специальное (дефек- тологическое) образование». Приоритет ранней помощи в специальном коррекционном образовании и обращенность высшего образования к подготовке будущих специалистов в этой области определяется как ключевая концепция. Опре- делены потенциал и ограничения системы высшего обра- зования в области обучения педагогов, готовых к работе с семьей детей раннего возраста. Углублено понимание о профессиональной подготовке студентов к работе с деть- ми раннего возраста, о возможности системы высшего обра- зования к подготовке будущих педагогов для работы с семьей ребенка раннего возраста. Материалы статьи могут быть использованы профессорско-преподавательским составом при разработке образовательных программ разного уровня, а также заинтересовать руководителей и администраторов дошкольных образовательных организаций. Представленные данные важны для будущих педагогов раннего развития.
Ключевые слова:

высшее образование, дошкольное образование, основная профессиональная образовательная программа, педагог дошкольного образования, професси- ональной компетентность, рабочая программа, ранний возраст, родители, семья ребенка раннего возраста, подго- товка педагога к работе с семьей

Как цитировать статью:

Лапп Е. А., Елисеева Н. А. Готовность системы высшего образования к подготовке педагогических кадров для работы с семьей ребенка раннего возраста: обзор основных профессиональных образовательных и рабочих программ // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 509—514. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1171.