https://vestnik.volbi.ru/

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ В РОССИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Мишаткина М. В., Тун С.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: Исследование посвящено интернационали- зации высшего образования, в качестве ключевого аспекта выделяя транснациональную мобильность обучающихся. Цель исследования — разработать шкалу межкультурной коммуникативной компетенции и оценить текущее состоя- ние этой компетенции у иностранных абитуриентов в Рос- сии по факторам осведомленности, отношения, знаний и умения. Кроме того, предполагается проанализировать раз- личия в межкультурной коммуникативной компетенции у обу- чающихся в России иностранных абитуриентов разного пола, специальности и национальности. В данном эмпирическом исследовании использован смешанный подход, объединяющий качественные и количественные методологии исследования, для оценки межкультурной коммуникативной компетен- ции иностранных абитуриентов Российского университета дружбы народов. Оценка проводилась с помощью шкалы, состоящей из 14 прямых вопросов, предназначенных для изме- рения четырех факторов межкультурной коммуникативной компетенции. Сбор данных осуществлялся с помощью ком- плексного анкетного опроса, который впоследствии был про- анализирован с помощью программы SPSS 27.0. Шкалы опро- сника продемонстрировали высокую надежность: коэффи- циенты альфа Кронбаха варьировались от 0,706 до 0,779 для четырех факторов и 0,829 для общей шкалы. Иностранные абитуриенты в России продемонстрировали средний уровень межкультурной коммуникативной компетенции. Гендерные различия в общей компетентности не были значительными, но девушки продемонстрировали более высокую межкультур- ную осведомленность. Специальность оказывает значитель- ное влияние на развитие межкультурной коммуникативной компетенции: абитуриенты, обучающиеся иностранным языкам, обычно обладают более высокой компетентностью по сравнению с учащимися гуманитарных, экономических, медицинских и технических направлений. Национальная при- надлежность также имеет весомое значение для уровня межкультурной компетенции: абитуриенты из Содруже- ства Независимых Государств превосходят абитуриентов из франко-, англои португалоязычной Африки, Китая, Вьетна- ма, остальной Азии, Латинской Америки и Европы.
Ключевые слова:

эмпирическое исследование, меж- культурная коммуникативная компетенция, иностранные абитуриенты, шкала, обучение в России, программа SPSS, количественная методология, интернационализация выс- шего образования, различие, предвузовская подготовка

Как цитировать статью:

Мишаткина М. В., Тун С. Интернационализация высшего образования: эмпирическое исследова- ние межкультурной коммуникативной компетенции иностранных абитуриентов в России // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 515—523. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1169.