PDF: |
|
Автор(ы): |
Мишаткина М. В., Тун С. |
Номер журнала: |
4(69) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2024 |
Аннотация: |
Исследование посвящено интернационали-
зации высшего образования, в качестве ключевого аспекта
выделяя транснациональную мобильность обучающихся.
Цель исследования — разработать шкалу межкультурной
коммуникативной компетенции и оценить текущее состоя-
ние этой компетенции у иностранных абитуриентов в Рос-
сии по факторам осведомленности, отношения, знаний и
умения. Кроме того, предполагается проанализировать раз-
личия в межкультурной коммуникативной компетенции у обу-
чающихся в России иностранных абитуриентов разного пола,
специальности и национальности. В данном эмпирическом
исследовании использован смешанный подход, объединяющий
качественные и количественные методологии исследования,
для оценки межкультурной коммуникативной компетен-
ции иностранных абитуриентов Российского университета
дружбы народов. Оценка проводилась с помощью шкалы,
состоящей из 14 прямых вопросов, предназначенных для изме-
рения четырех факторов межкультурной коммуникативной
компетенции. Сбор данных осуществлялся с помощью ком-
плексного анкетного опроса, который впоследствии был про-
анализирован с помощью программы SPSS 27.0. Шкалы опро-
сника продемонстрировали высокую надежность: коэффи-
циенты альфа Кронбаха варьировались от 0,706 до 0,779 для
четырех факторов и 0,829 для общей шкалы. Иностранные
абитуриенты в России продемонстрировали средний уровень
межкультурной коммуникативной компетенции. Гендерные
различия в общей компетентности не были значительными,
но девушки продемонстрировали более высокую межкультур-
ную осведомленность. Специальность оказывает значитель-
ное влияние на развитие межкультурной коммуникативной
компетенции: абитуриенты, обучающиеся иностранным
языкам, обычно обладают более высокой компетентностью
по сравнению с учащимися гуманитарных, экономических,
медицинских и технических направлений. Национальная при-
надлежность также имеет весомое значение для уровня
межкультурной компетенции: абитуриенты из Содруже-
ства Независимых Государств превосходят абитуриентов из
франко-, англои португалоязычной Африки, Китая, Вьетна-
ма, остальной Азии, Латинской Америки и Европы. |
Ключевые слова: |
эмпирическое исследование, меж-
культурная коммуникативная компетенция, иностранные
абитуриенты, шкала, обучение в России, программа SPSS,
количественная методология, интернационализация выс-
шего образования, различие, предвузовская подготовка |
Как цитировать статью: |
Мишаткина М. В., Тун С. Интернационализация высшего образования: эмпирическое исследова-
ние межкультурной коммуникативной компетенции иностранных абитуриентов в России // Бизнес. Образование. Право.
2024. № 4(69). С. 515—523. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1169. |