https://vestnik.volbi.ru/

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ганина К. М., Ганова Т. В., Мамонтов К. В.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: В статье дается обоснование взаимодей- ствия терминов «композиция», «способности» и «компози- ционные способности». Представлены взгляды профессио- налов из областей знаний, определяющих художественную педагогику: художников, педагогов, психологов. Проблема, рассматриваемая в данной статье, — недо- статочно ясное, вариативное раскрытие и трактовка термина «композиционные способности» и понимание их роли в процессе формирования творческих качеств лично- сти в контексте образовательного процесса. Вариатив- ность интерпретаций данного термина, используемого в художественном образовании, определяется разносто- ронним характером творческой деятельности в различных областях искусства и в дизайне, а также трактовками понятия «композиция» и «способности». Для решения задач развития данной способности необходимо четкое понима- ние ее сущности, структурных составляющих, механизмов, позволяющих впоследствии грамотно и эффективно стро- ить образовательных процесс. В статье подробно рассма- триваются мнения художников-теоретиков о композиции как о структурном, идейном и образном построении худо- жественного произведения, а также их представления как процесса создания произведения, организующего его цель- ность, и как метапредметную дисциплину в художествен- ном образовании. Рассматриваются выводы психологов о сущности способности как неразрывной связи задатков и их развитии в деятельности. Авторами отмечается то, что формирование и развитие способности определяет- ся свободой выбора способа действия, а ее проявление — в успешности и результативности этого действия. На основе исследования данных понятий обозначен тер- мин «композиционные способности» и выделены их особенно- сти как осмысленной конструирующей деятельности. В кон- тексте художественного образования и образования в целом развитие данной способности позволяет личности распозна- вать взаимосвязи, скрытые за визуальным рядом, понимать и организовывать структуру формы, в т. ч. художественной.
Ключевые слова:

композиция, способности, компози- ционные способности, творческие способности, художе- ственное образование, художественные методы, твор- ческие задачи, методы обучении, развитие способностей, творческая личность

Как цитировать статью:

Ганова Т. В., Ганина К. М., Мамонтов К. В. Композиционные способности: структура и проблема интерпретации // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 427—432. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1151.