PDF: |
|
Автор(ы): |
Ганина К. М., Ганова Т. В., Мамонтов К. В. |
Номер журнала: |
4(69) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2024 |
Аннотация: |
В статье дается обоснование взаимодей-
ствия терминов «композиция», «способности» и «компози-
ционные способности». Представлены взгляды профессио-
налов из областей знаний, определяющих художественную
педагогику: художников, педагогов, психологов.
Проблема, рассматриваемая в данной статье, — недо-
статочно ясное, вариативное раскрытие и трактовка
термина «композиционные способности» и понимание их
роли в процессе формирования творческих качеств лично-
сти в контексте образовательного процесса. Вариатив-
ность интерпретаций данного термина, используемого
в художественном образовании, определяется разносто-
ронним характером творческой деятельности в различных
областях искусства и в дизайне, а также трактовками
понятия «композиция» и «способности». Для решения задач
развития данной способности необходимо четкое понима-
ние ее сущности, структурных составляющих, механизмов,
позволяющих впоследствии грамотно и эффективно стро-
ить образовательных процесс. В статье подробно рассма-
триваются мнения художников-теоретиков о композиции
как о структурном, идейном и образном построении худо-
жественного произведения, а также их представления как
процесса создания произведения, организующего его цель-
ность, и как метапредметную дисциплину в художествен-
ном образовании. Рассматриваются выводы психологов
о сущности способности как неразрывной связи задатков
и их развитии в деятельности. Авторами отмечается то,
что формирование и развитие способности определяет-
ся свободой выбора способа действия, а ее проявление —
в успешности и результативности этого действия.
На основе исследования данных понятий обозначен тер-
мин «композиционные способности» и выделены их особенно-
сти как осмысленной конструирующей деятельности. В кон-
тексте художественного образования и образования в целом
развитие данной способности позволяет личности распозна-
вать взаимосвязи, скрытые за визуальным рядом, понимать и
организовывать структуру формы, в т. ч. художественной. |
Ключевые слова: |
композиция, способности, компози-
ционные способности, творческие способности, художе-
ственное образование, художественные методы, твор-
ческие задачи, методы обучении, развитие способностей,
творческая личность |
Как цитировать статью: |
Ганова Т. В., Ганина К. М., Мамонтов К. В. Композиционные способности: структура и проблема
интерпретации // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 427—432. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1151. |