PDF: |
|
Автор(ы): |
Лобанова Е. В., Сапожников Г. П. |
Номер журнала: |
4(69) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2024 |
Аннотация: |
В статье производится исследование необходимого сочетания мультидисциплинарности курсов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. В конце XIX в. появилось понимание необходимости разбиения науки на разные дисциплины и объединение их на основе принципов дополнительности, что привело к появлению понятия междисциплинарности. В настоящее время выработка методов составления междисциплинарных курсов становится особенно актуальной, поскольку дает возможность учесть требования подготовки и возможностей обучения различных страт обучаемых. Авторы рассматривают интеграцию междисциплинарного подхода в профессиональное развитие преподавателей высших учебных заведений, представляя анализ того, как интеллектуальные границы — как жесткие, так и проницаемые — влияют на построение образовательных рамок. В центре внимания пересечение «эпистемической гибкости» и «методологической текучести» — двух основных принципов, которые позволяют синтезировать различные дисциплины, сохраняя их целостность. Синтез достигается за счет создания «концептуальных узлов» — пространств, где идеи из разных областей сходятся, не теряя своей дисциплинарной целостности. В исследовании анализируются когнитивные и педагогические последствия междисциплинарного обучения, что свидетельствует о 30 %-м росте применения междисциплинарных методов в классе — показатель того, что здесь называется «педагогической текучестью», когда преподаватели легко переходят от одного дисциплинарного подхода к другому, повышая эффективность преподавания и обучения. Роль «совместного интеллектуализма» рассматривается далее, подчеркивая, что «когнитивный синтез» между преподавателями разных дисциплин приводит к инновационным методам обучения; это подтверждается 40 %-м ростом междисциплинарного планирования уроков и 20 %-м ростом результатов междисциплинарных исследований. В статье также указаны ограничения, в частности «методологическая дивергенция», когда конфликтующие эпистемологические рамки создают интеллектуальный диссонанс, осложняющий процесс интеграции. Рекомендации по решению этих проблем включают развитие «междисциплинарной беглости», позволяющей педагогам ориентироваться и переводить с одного дисциплинарного языка на другой, и «целенаправленной междисциплинарности», когда интегрируются только значимые дисциплины, чтобы предотвратить «эпистемическое перенапряжение». |
Ключевые слова: |
мультидисциплинарность, професси-
ональное развитие, эпистемическая гибкость, методоло-
гическая гибкость, педагогические инновации, когнитивная
интеграция, совместный интеллектуализм, междисци-
плинарная беглость, целенаправленная междисциплинар-
ность, эпистемологические подмостки |
Как цитировать статью: |
Сапожников Г. П., Лобанова Е. В. Применение мультидисциплинарного подхода в разработке
курсов по повышению квалификации преподавателей высших учебных заведений // Бизнес. Образование. Право. 2024.
№ 4(69). С. 476—481. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1161. |