PDF: |
|
Автор(ы): |
Прялухина А. В. |
Номер журнала: |
4(69) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2024 |
Аннотация: |
Проблеме семьи уделяют большое внима-
ние педагоги и психологи, поскольку семья является одним
из важнейших институтов социализации и воспитания
ребенка. В семье у ребенка формируются ценности, нор-
мы поведения; развивается способность распознавать
свои эмоции и эмоции других людей, которая позволяет
устанавливать взаимоотношения между родителями,
братьями и сестрами, бабушками и дедушками. В семье
ребенок приобретает и накапливает свой личный жиз-
ненной опыт общения с окружающими. Большинство
детей с ограниченными возможностями здоровья живут
дома со своими родителями. Такая семья имеет особый
статус, поскольку, с одной стороны, определяются про-
блемы, связанные с личностными особенностями ребенка
и характером взаимоотношений между членами семьи,
с другой стороны, семья характеризуется закрытостью
от других людей и дефицитом общения вне семьи. В рабо-
те на основе теоретического анализа научных подхо-
дов и методов, проведения эмпирического исследования
представлены результаты личностных характеристик
членов семьи, эмоциональных отношений близких людей
с ребенком с ограниченными возможностями здоровья,
его представление о себе (Я-концепция). В ходе эмпириче-
ского исследования выявлено, что подростки с ограничен-
ными возможностями здоровья и обучающиеся гимназии
принимают себя такими, какие они есть; для семей обеих
выборок характерна директивность со стороны одного
из родителей, которая основана исключительно на амби-
циозных претензиях к ребенку. Подростки с ограниченны-
ми возможностями здоровья воспринимают матерей и
отцов, в сравнении с другими членами семьи, более пози-
тивно. Сильная эмоциональная привязанность к матери
выявлена у подростков гимназии, у отцов чаще проявля-
ется директивность и враждебность. |
Ключевые слова: |
семейное воспитание, семейные вза-
имоотношения, Я-концепция подростка с ограниченными
возможностями здоровья, культурно-историческая кон-
цепция, эмоциональные отношения, отношение подрост-
ков к родителям, директивность, эмоциональная амбива-
лентность, самооценка, социальная идентичность |
Как цитировать статью: |
Прялухина А. В. Семейное воспитание и особенности Я-концепции подростков с ограниченными
возможностями здоровья // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 289—294. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1105. |