https://vestnik.volbi.ru/

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Прялухина А. В.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация: Проблеме семьи уделяют большое внима- ние педагоги и психологи, поскольку семья является одним из важнейших институтов социализации и воспитания ребенка. В семье у ребенка формируются ценности, нор- мы поведения; развивается способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей, которая позволяет устанавливать взаимоотношения между родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. В семье ребенок приобретает и накапливает свой личный жиз- ненной опыт общения с окружающими. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живут дома со своими родителями. Такая семья имеет особый статус, поскольку, с одной стороны, определяются про- блемы, связанные с личностными особенностями ребенка и характером взаимоотношений между членами семьи, с другой стороны, семья характеризуется закрытостью от других людей и дефицитом общения вне семьи. В рабо- те на основе теоретического анализа научных подхо- дов и методов, проведения эмпирического исследования представлены результаты личностных характеристик членов семьи, эмоциональных отношений близких людей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, его представление о себе (Я-концепция). В ходе эмпириче- ского исследования выявлено, что подростки с ограничен- ными возможностями здоровья и обучающиеся гимназии принимают себя такими, какие они есть; для семей обеих выборок характерна директивность со стороны одного из родителей, которая основана исключительно на амби- циозных претензиях к ребенку. Подростки с ограниченны- ми возможностями здоровья воспринимают матерей и отцов, в сравнении с другими членами семьи, более пози- тивно. Сильная эмоциональная привязанность к матери выявлена у подростков гимназии, у отцов чаще проявля- ется директивность и враждебность.
Ключевые слова:

семейное воспитание, семейные вза- имоотношения, Я-концепция подростка с ограниченными возможностями здоровья, культурно-историческая кон- цепция, эмоциональные отношения, отношение подрост- ков к родителям, директивность, эмоциональная амбива- лентность, самооценка, социальная идентичность

Как цитировать статью:

Прялухина А. В. Семейное воспитание и особенности Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 289—294. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1105.