https://vestnik.volbi.ru/

ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПОМОЩЬЮ «АРХИТЕКТОРА БУДУЩИХ НАВЫКОВ»

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Мартель Васкес Е. В.
Номер журнала: 4(69) Месяц и год выхода: ноября 2024
Аннотация:

Многие направления экономики сталкиваются с проблемой быстрого устаревания профессиональных навыков, что особенно проявилось во время пандемии. Растущая степень цифровизации, необходимость работать удаленно и темпы автоматизации усугубили проблемы развития навыков рабочей силы. Возник дефицит людей с новыми навыками работы (в условиях автоматизации, цифровизации) — как стремительно развивающихся видов деятельности (массмаркеты, онлайн-продажи), так и традиционных, но в новых реалиях. Образовательные организации предлагают программы, направленные на текущие потребности рынка, экономики и общества, тогда как необходимо уже сейчас разрабатывать программы, которые будут востребованы работодателями через 4—5 лет. Быстрое устаревание знаний и информации усиливает эту необходимость. В этих условиях образовательные организации ищут методику определения будущих потребностей для формирования конкурентоспособных образовательных программ и курсов, чтобы формировать т. н. навыки будущего — навыки, которые еще не сформированы и будут формироваться на основе текущих навыков и компетенций. Это означает, что надо предугадывать состав и направления навыков и компетенций уже сейчас, на основе текущих тенденций в экономике, производстве, сфере услуг. Несоответствие навыков наносит тяжелый урон мировой экономике, связанный с недополучением прибыли для организаций и налогов для государства. Несоответствие навыков также вызывает снижение производительности труда и инноваций, замедляет экономическое развитие. Одним из инструментов оценки навыков будущего является разработанный Boston Consulting Group инструмент, названный «Архитектором будущих навыков» (Future Skills Architect, FSA). «Архитектор будущих навыков» основан на оценке перспективных и востребованных профессий в ближайшем будущем с учетом структурных изменений в экономике и обществе. В статье делается попытка оценки состава данного инструмента и возможностей его использования в оценке навыков и компетенций, формируемых по результатам программ образования.

Ключевые слова:

образовательные программы, навы- ки будущего, компетенции будущего, оценка рынка труда, человекоцентричность в образовании, «Архитектор буду- щих навыков» / Future Skills Architect, индекс «Архитектора будущих навыков», элементы индекса «Архитектора буду- щих навыков», устаревание профессиональных знаний

Как цитировать статью:

Мартель Васкес Е. В. Оценка востребованности образовательных программ с помощью «Архи- тектора будущих навыков» // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 31—36. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1104.