https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Кирсанова С. С., Молодыченко В. В., Молодыченко Н. А.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к обеспечению социальной интеграции обучающихся, которая является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности педагога в современных образовательных условиях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью всесторонней подготовки будущих педагогов, которая предполагает формирование личностных и профессиональных компетенций, а также освоение эффективных методов взаимодействия с семьёй и детскими общественными объединениями. Материалом исследования послужили данные о подготовке будущих учителей начальных классов к социальной интеграции, собранные посредством анкетирования 1 250 студентов и 430 преподавателей российских вузов в 2023—2024 гг., а также официальная статистика Министерства науки и высшего образования РФ. Цель исследования заключалась в выявлении уровня готовности педагогов, определении ключевых проблем и формулировании рекомендаций по совершенствованию инклюзивного образования. В результате обсуждения были выявлены ключевые проблемы, включая недостаток практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные ресурсы школ и недостаточное развитие личностных качеств будущих педагогов. При этом опросы показали, что 58 % студентов и 71 % преподавателей положительно относятся к инклюзии, хотя осведомленность студентов о её принципах составляет всего 41 %. Для преодоления этих проблем предлагаются комплексные меры, включающие расширение практики в инклюзивных классах и специализированные курсы. Утверждается, что профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к социальной интеграции представляет собой комплексный процесс, который сочетает теоретические знания, практические навыки и личностное развитие, способствуя повышению качества обучения.

Ключевые слова:

общество, учитель, студент, началь- ные классы, интеграция, социальная интеграция, образова- ние, школа, семья, готовность учителей

Как цитировать статью:

Молодыченко Н. А., Молодыченко В. В., Кирсанова С. С. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к обеспечению социальной интеграции // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 363— 368. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1423.