https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 24 г. АРМАВИРА)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Артемова А. О., Овчаренко Е. Н., Родионова О. Н.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современного школьного образования — формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5 классов. Исследование сфокусировано на уроках русского языка в рамках ключевого раздела «Синтаксис». Авторы проводят детальный анализ современного состояния методики преподавания синтаксиса и выявляют существенные пробелы, связанные с организацией полноценной коммуникативной деятельности школьников. Особый критический акцент делается на недостаточную разработанность практических упражнений, целенаправленно развивающих навыки продуктивного речевого взаимодействия в парах и малых группах. В ходе масштабной опытно-экспериментальной работы, организованной на базе МАОУ СОШ № 24 г. Армавира, был разработан и последовательно апробирован специальный педагогический комплекс упражнений. Этот комплекс включает разнообразные типы заданий, ориентированных на параллельное развитие устной коммуникации (формулирование суждений, построение аргументации, техника публичных выступлений) и письменной речи (создание связных текстов, редактирование высказываний). Особую методическую ценность представляют задания, нацеленные на организацию совместной учебной деятельности: распределение ролей в группе, кооперация для достижения общей цели, осуществление взаимоконтроля и взаимооценки. Доказана высокая практическая эффективность системного применения предложенного комплекса. Результаты контрольных срезов свидетельствуют о статистически значимом повышении уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Предложенная методика обладает значительным практическим потенциалом и может быть рекомендована для широкого внедрения в практику работы основной школы. Ее применение способствует не только совершенствованию процесса обучения русскому языку, но и комплексному развитию коммуникативной компетенции школьников, что в полной мере соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова:

коммуникативные универсальные учебные действия, русский язык, синтаксис, комплекс упражнений, групповая работа, парная работа, речевое развитие, федеральный государственный образователь- ный стандарт / ФГОС, экспериментальное исследование

Как цитировать статью:

Овчаренко Е. Н., Артемова А. О., Родионова О. Н. Формирование коммуникативных универсаль- ных учебных действий у обучающихся 5 класса на уроках русского языка (на примере МАОУ СОШ № 24 г. Армавира) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 442—447. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1465.