| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Пронина Н. А., Романова Е. В. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Трансформация системы общего образования бросает вызов современному учителю, он не только передает детям знания по тому или иному предмету, но и формирует человеческую личность. Проблема формирования адекватной самооценки является многоаспектной и критически важной задачей в подростковом возрасте, когда происходит активное становление личности. Уроки биологии, в силу специфики своего содержания, предоставляют значительный потенциал для целенаправленной работы в этом направления. Данная работа рассматривает психолого-педагогические приемы, способствующие развитию у учащихся реалистичного и позитивного восприятия себя через содержание курса биологии. Ключевым подходом является создание ситуации успеха для каждого ученика. Это достигается за счет использования дифференцированных заданий различного уровня сложности, что позволяет подросткам с разными способностями испытать удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата. Важную роль играет формирующее оценивание, при котором акцент смещается с отметки на содержательную обратную связь: учитель комментирует прогресс, усилия и указывает пути улучшения, а не просто констатирует ошибки. Такой подход учит подростков видеть в оценке инструмент развития, а не ярлык. Содержание предмета также способствует рефлексии. Изучение тем, связанных с внутренней средой организма, иммунитетом, пищеварением, дыханием, кожей, нервной системой и др., позволяет провести параллели с собственной личностью, осознать свою индивидуальность и ценность. Проектная и исследовательская деятельность, особенно в группах, развивает навыки самоорганизации, сотрудничества и взаимной оценки, что напрямую влияет на уверенность в своих силах. Систематическое применение на уроках биологии приемов, ориентированных на личный прогресс, рефлексию и сотрудничество, позволяет не только достичь предметных результатов, но и сформировать у подростков устойчивую адекватную самооценку, что является фундаментом для их дальнейшего личностного и академического роста. |
| Ключевые слова: |
личность, подросток, подростковый
возраст, учебная деятельность, урок биологии, самосозна-
ние, самооценка, адекватная самооценка, приемы самооценки,
рефлексия |
| Как цитировать статью: |
Пронина Н. А., Романова Е. В. Формирование приемов адекватной самооценки у подростков
на уроках биологии // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 455—460. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1422. |