https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Провадкина Н. Г.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация: Автор продолжает представленное в сво- их предыдущих публикациях исследование различных аспек- тов формирования устойчивой культуры безопасной де- ятельности специалистов строительной отрасли в систе- ме дополнительного образования (СДО). Современная СДО — это необходимая часть непрерывного образования, развивающая профессиональные компетенции, личност- ный и социальный рост. В современной СДО, в связи с дальнейшим ростом вос- требованности всё большей диверсификации и индивиду- ализации обучения, повышаются требования к образова- тельному процессу, чтобы лучше удовлетворять растущие профессиональные потребности будущих специалистов. СДО развивается, адаптируясь к потребностям обще- ства. Усиливается роль цифровых технологий и междисци- плинарных подходов, возрастает значение индивидуальных образовательных траекторий для реализации потенциала обучающихся в востребованных областях. В условиях технологического прогресса и повышенных рисков в строительстве особую актуальность приобретает подготов- ка кадров, способных эффективно управлять опасностями и минимизировать травматизм. Автор анализирует структурные компоненты форми- рования устойчивой культуры безопасной деятельности, включая когнитивно-знаниевый, информационно-комму- никативный и рефлексивно-оценочный аспекты. Подчер- кивается роль СДО в развитии компетенций, связанных с соблюдением нормативно-правовых требований, социаль- ным взаимодействием и оценкой рисков. Особое внимание уделяется исторической эволюции дополнительного образования в России, его правовым основам и современным вызовам, таким как цифровизация и индивидуализация обучения. Статья указывает на недо- статки существующей системы подготовки кадров, вклю- чая слабую связь образования с производством и низкую вовлеченность работников в управление рисками. Предложены практические меры по совершенствова- нию СДО, включая разработку специализированных мето- дик, учет поведенческих особенностей работников и усиле- ние роли персонализированного обучения. Делается вывод о необходимости междисциплинарного подхода и интегра- ции усилий образовательных учреждений, работодателей и государства для создания устойчивой культуры безопас- ности в строительной отрасли.
Ключевые слова:

культура безопасной деятельности, дополнительное образование, подготовка специалистов для строительной отрасли, охрана труда, индивидуализа- ция программ обучения, мотивация обучающихся, профес- сиональные компетенции, управление рисками, травма- тизм, человеческий капитал

Как цитировать статью:

Провадкина Н. Г. Формирование устойчивой культуры безопасной деятельности специали- стов строительной отрасли в дополнительном образовании // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 562—567. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1429.