| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Дибирова К. С., Салманова Д. А. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Информационно-образовательная среда (ИОС) педагогического вуза в условиях цифровой трансформации образования приобретает особую значимость, выступая ключевым фактором развития критического мышления студентов. В современном обществе данная компетенция рассматривается не только как инструмент анализа и интерпретации информации, но и как средство адаптации будущего педагога к стремительно меняющимся социально-образовательным условиям и профессиональным вызовам. Проведенное исследование основано на системном, компетентностном и деятельностном подходах, что позволило рассмотреть ИОС как многоуровневую и интегративную систему. В структуре среды выделены и проанализированы четыре взаимосвязанных блока, включающих различные факторы развития критического мышления: технологический, методико-дидактический, психолого-педагогический и профессионально-ориентированный. Их взаимодействие обеспечивает целостное развитие аналитических, рефлексивных и исследовательских умений студентов, формирует у них навыки самостоятельности, креативности, а также способность к конструктивному взаимодействию и профессиональной мобильности. Показано, что цифровые образовательные платформы и электронные учебно-методические комплексы не только повышают эффективность учебного процесса, но и создают условия для осознанного выбора образовательных траекторий, что особенно важно в подготовке будущих педагогов. Критическое мышление рассматривается как компонент профессиональной компетентности, формирующийся как в процессе освоения учебных дисциплин, так и при решении практико-ориентированных задач и педагогических экспериментов. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов при проектировании образовательных программ, совершенствовании учебных планов и внедрении цифровых технологий. Перспективы исследования связаны с дальнейшей эмпирической проверкой выделенных педагогических условий, разработкой методических рекомендаций по индивидуализации образовательных траекторий, а также использованием адаптивных цифровых технологий и инструментов искусственного интеллекта для усиления развивающего и диагностического потенциала ИОС. |
| Ключевые слова: |
информационно-образовательная
среда, критическое мышление, педагогический вуз, цифро-
визация, компетенции, технологии, методика, рефлексия,
самостоятельность, профессионализм |
| Как цитировать статью: |
Дибирова К. С., Салманова Д. А. Информационно-образовательная среда развития критического
мышления студентов педагогического вуза // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 403—409. DOI: 10.25683/
VOLBI.2025.73.1441. |