https://vestnik.volbi.ru/

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ЭВРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Исламбекова И. С., Салманова Д. А., Сулейманова Р. В.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

Современные тенденции цифровизации образования и внедрения инновационных технологий обусловливают необходимость пересмотра содержания, методов и форм подготовки будущих педагогов. В условиях трансформации образовательной системы особое значение приобретает формирование проектно-эвристической компетентности студентов педагогических специальностей, которая рассматривается как ключевое условие их профессиональной готовности к работе в динамично изменяющейся образовательной среде. В этом контексте информационно-образовательная среда (ИОС) вуза выступает не только как технический инструмент организации учебного процесса, но и как системообразующий фактор, определяющий качество образования, возможности для саморазвития студентов, а также развитие их исследовательских и проектных умений. В настоящем исследовании авторами выявлены современные подходы к построению ИОС, которые объединяются в три ключевых направления: структурно-педагогическое обеспечение, развитие проектно-эвристической компетентности и использование цифровых образовательных платформ. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим принципам, обеспечивающим развитие когнитивной активности, критического мышления, креативности и способности к самостоятельному исследованию. Отмечается значимость системной интеграции цифровых технологий, эвристических методов и практико-ориентированных моделей обучения в единую образовательную систему. Результаты настоящего исследования показывают, что инновационная ИОС способствует активному формированию у студентов педагогических специальностей профессиональных компетенций, включающих умение проектировать эвристические образовательные процессы, принимать самостоятельные решения и применять современные методики. Таким образом, мы можем говорить о том, что ИОС предстает как фундаментальный элемент подготовки педагогов нового поколения, соответствующий требованиям цифровой трансформации образования и открывающий перспективы для обновления педагогической практики.

Ключевые слова:

информационно-образовательная среда, проектно-эвристические умения, инновационные подходы, педагогическое образование, цифровые техноло- гии, обучение, компетентность, цифровизация, образова- тельная среда, будущие педагоги

Как цитировать статью:

Салманова Д. А., Сулейманова Р. В., Исламбекова И. С. Инновационные подходы к созданию информационно-образовательной среды для развития проектно-эвристических умений у студентов педагогических специ- альностей // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 468—472. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1444.