| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Зеленов Ю. Н., Югфельд Е. А. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Системно-динамическая сложность, интегративный характер и полифункциональность учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, особенно рельефно проявляющиеся в современных условиях социально-педагогических трансформаций различного уровня, закономерно обусловливают необходимость его системных научных исследований. В статье рассмотрены теоретические подходы к определению сути понятий «педагогическое наставничество» и «педагогические закономерности», установлению методов классификации закономерностей в педагогике, представлены результаты проведенного теоретического анализа научных педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов (Китай, Норвегия, Вьетнам, Великобритания и др.). Гносеологический подход к исследованию обусловливает диалектика теоретического и эмпирического в опыте педагога-наставника, проявляющаяся через передачу не только успешного опыта и профессиональнопедагогических знаний, но и присвоение педагогических норм, ценностных установок и поведенческих моделей, т. е. их интериоризацию. Представлены результаты масштабного лонгитюдного исследования, проведенного среди педагогических и руководящих работников организаций общего и профессионального образования с использованием теоретических и эмпирических методов, выборка которого составила 5 402 чел.; в анкету совокупно вошли 348 показателей. Опираясь на полученные данные, были выявл ены особенности феноменологии педагогического наставничества, педагогической «группы равных» и педагогических закономерностей. В рамках исследования выявлены закономерности развития педагогического наставничества на современном этапе в рамках учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, классифицируемые по степени общности как специфические, по уровню познания как эмпирические, по способу определения как качественные, по характеру отражаемых связей как закономерности жесткой детерминации, а также уточнены понятия «педагогическое наставничество» и «педагогические закономерности». |
| Ключевые слова: |
система педагогического настав-
ничества, закономерности развития педагогического
наставничества, педагог-наставник, теория и практика
наставничества, профессионально-педагогический уро-
вень, зрелость педагогического коллектива, интериориза-
ция педагогических ценностей, группа равных, единство
педагогической практики и теории, классификация зако-
номерностей, учебно-воспитательный процесс, образова-
тельная организация |
| Как цитировать статью: |
Зеленов Ю. Н., Югфельд Е. А. К вопросу о закономерностях развития педагогического наставниче-
ства в образовательных организациях: гносеологический аспект // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 330—336.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1448. |