https://vestnik.volbi.ru/

К ВОПРОСУ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Зеленов Ю. Н., Югфельд Е. А.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

Системно-динамическая сложность, интегративный характер и полифункциональность учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, особенно рельефно проявляющиеся в современных условиях социально-педагогических трансформаций различного уровня, закономерно обусловливают необходимость его системных научных исследований. В статье рассмотрены теоретические подходы к определению сути понятий «педагогическое наставничество» и «педагогические закономерности», установлению методов классификации закономерностей в педагогике, представлены результаты проведенного теоретического анализа научных педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов (Китай, Норвегия, Вьетнам, Великобритания и др.). Гносеологический подход к исследованию обусловливает диалектика теоретического и эмпирического в опыте педагога-наставника, проявляющаяся через передачу не только успешного опыта и профессиональнопедагогических знаний, но и присвоение педагогических норм, ценностных установок и поведенческих моделей, т. е. их интериоризацию. Представлены результаты масштабного лонгитюдного исследования, проведенного среди педагогических и руководящих работников организаций общего и профессионального образования с использованием теоретических и эмпирических методов, выборка которого составила 5 402 чел.; в анкету совокупно вошли 348 показателей. Опираясь на полученные данные, были выявл ены особенности феноменологии педагогического наставничества, педагогической «группы равных» и педагогических закономерностей. В рамках исследования выявлены закономерности развития педагогического наставничества на современном этапе в рамках учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, классифицируемые по степени общности как специфические, по уровню познания как эмпирические, по способу определения как качественные, по характеру отражаемых связей как закономерности жесткой детерминации, а также уточнены понятия «педагогическое наставничество» и «педагогические закономерности».

Ключевые слова:

система педагогического настав- ничества, закономерности развития педагогического наставничества, педагог-наставник, теория и практика наставничества, профессионально-педагогический уро- вень, зрелость педагогического коллектива, интериориза- ция педагогических ценностей, группа равных, единство педагогической практики и теории, классификация зако- номерностей, учебно-воспитательный процесс, образова- тельная организация

Как цитировать статью:

Зеленов Ю. Н., Югфельд Е. А. К вопросу о закономерностях развития педагогического наставниче- ства в образовательных организациях: гносеологический аспект // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 330—336. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1448.