https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ «ДВЕНАДЦАТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ-ЛИДЕРА»: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бажанов Г. Г.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

Статья посвящена описанию авторской модели профессионально-личностных компетенций руководителя, напрямую влияющих на повышение эффективности его управленческой деятельности. В условиях высокой конкуренции и ускоряющихся социально-экономических изменений современные организации нуждаются в руководителях нового типа — способных сочетать стратегическое мышление с гибкостью, эмоциональным интеллектом и способностью вдохновлять коллектив. Традиционные подходы к оценке и развитию управленческих кадров часто не обеспечивают комплексного анализа лидерских качеств, что обусловливает необходимость создания целостной модели, учитывающей взаимосвязь профессиональных и личностных аспектов эффективности. Исследование направлено на формирование целостной концепции лидерских компетенций, объединяющей профессиональные навыки, стратегическое мышление и личностную зрелость. Теоретическую основу модели составили ведущие концепции современного лидерства, а также на более чем двадцатилетний практический опыт автора в сопровождении управленческих команд российских компаний. Модель строится на системе координат, включающей четыре ключевых параметра: идею, контекст, задачи и отношения — и восемь векторов эффективности, отражающих баланс между стратегией, процессами, культурой и аутентичностью лидера. На этой основе выделены двенадцать взаимосвязанных компетенций, формирующих цикл лидерского развития. В статье подробно раскрываются структура и логика модели, а также ее связь с современными представлениями о системном лидерстве и развитии управленческого мышления. Особое внимание уделяется практическим аспектам применения модели, что делает ее универсальным инструментом диагностики и развития управленческого потенциала. Представлены результаты пилотного исследования, подтвердившие эффективность разработанной модели в повышении профессионально-личностной компетентности руководителей-лидеров.

Ключевые слова:

лидерство, лидерские компетенции, модель компетенций, организация, обучение управлению, менеджмент, системное лидерство, стратегическое мышление, эмоциональный интеллект, развитие руково- дителей, эффективность управления, профессионально- личностное развитие

Как цитировать статью:

Бажанов Г. Г. Модель «Двенадцать компетенций успешного руководителя-лидера»: теоретико- методологические основания и практическая реализация // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 509—515. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1490.