| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Маковская Ю. В. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
В статье описывается педагогическая модель формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора, которая представляет собой систему, состоящую из трех основных блоков: концептуально-целевого, организационно-содержательного и оценочно-результативного. Концептуально-целевой блок включает в себя научные подходы (деятельностный, аксиологический и культурно-исторический), а также цель (формирование ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора) и задачи (ознакомление с базовыми национальными духовно-нравственными ценностями; формирование представлений о нравственных качествах; развитие положительного отношения к национальным духовно-нравственным ценностям; актуализация ценностных ориентаций в поведении и деятельности дошкольников). Организационно-содержательный блок включает в себя этапы, задачи и средства народной педагогики (сказки, народные игры, песни, пословицы, обряды и иные формы фольклора) для достижения поставленной цели и отражает процесс формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора. Оценочно-результативный блок содержит критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций, которые включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, методы диагностики (методики «Три желания» А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых и «Сюжетные картинки» по Р. Р. Калининой). Апробация педагогической модели будет осуществлена посредством реализации программы опытно-экспериментальной работы, результатом которой должен стать высокий уровень сформированности ценностных ориентаций старших дошкольников, знающих базовые национальные духовно-нравственные ценности и положительно относящихся к ним, а также умеющих проявлять нравственные качества в ситуациях выбора. В основе моделирования лежат организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора, которые включают в себя создание развивающей среды, а также привлечение родителей к мероприятиям фольклорной направленности с целью создания единого воспитательного пространства. |
| Ключевые слова: |
педагогическая модель, формирова-
ние, старшие дошкольники, духовно-нравственные цен-
ности, ценностные ориентации, нравственные качества,
социальная норма, фольклор, организационно-педагоги-
ческие условия, педагогические средства, педагогические
методы |
| Как цитировать статью: |
Маковская Ю. В. Модель формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средства-
ми фольклора // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 547—553. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1436. |