https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Маковская Ю. В.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

В статье описывается педагогическая модель формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора, которая представляет собой систему, состоящую из трех основных блоков: концептуально-целевого, организационно-содержательного и оценочно-результативного. Концептуально-целевой блок включает в себя научные подходы (деятельностный, аксиологический и культурно-исторический), а также цель (формирование ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора) и задачи (ознакомление с базовыми национальными духовно-нравственными ценностями; формирование представлений о нравственных качествах; развитие положительного отношения к национальным духовно-нравственным ценностям; актуализация ценностных ориентаций в поведении и деятельности дошкольников). Организационно-содержательный блок включает в себя этапы, задачи и средства народной педагогики (сказки, народные игры, песни, пословицы, обряды и иные формы фольклора) для достижения поставленной цели и отражает процесс формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора. Оценочно-результативный блок содержит критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций, которые включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, методы диагностики (методики «Три желания» А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых и «Сюжетные картинки» по Р. Р. Калининой). Апробация педагогической модели будет осуществлена посредством реализации программы опытно-экспериментальной работы, результатом которой должен стать высокий уровень сформированности ценностных ориентаций старших дошкольников, знающих базовые национальные духовно-нравственные ценности и положительно относящихся к ним, а также умеющих проявлять нравственные качества в ситуациях выбора. В основе моделирования лежат организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средствами фольклора, которые включают в себя создание развивающей среды, а также привлечение родителей к мероприятиям фольклорной направленности с целью создания единого воспитательного пространства.

Ключевые слова:

педагогическая модель, формирова- ние, старшие дошкольники, духовно-нравственные цен- ности, ценностные ориентации, нравственные качества, социальная норма, фольклор, организационно-педагоги- ческие условия, педагогические средства, педагогические методы

Как цитировать статью:

Маковская Ю. В. Модель формирования ценностных ориентаций старших дошкольников средства- ми фольклора // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 547—553. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1436.