https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Корнилова Н. А.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация: В настоящее время всеобщее культурное многообразие становится ключевым фактором для пони- мания и описания современных обществ. В связи с этим поликультурная компетентность является необходимым элементом профессиональной компетентности будущих педагогов системы дошкольного образования. Значимость профессиональной подготовки педагогических кадров в поликультурном обществе отражена в федеральных нормативных правовых актах, в которых предъявляются требования к выпускникам высшей школы, к их будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются различные определения понятий «компетентность», «поликультурная компе- тентность», «поликультурная компетентность будущих педагогов системы дошкольного образования», «куль- турные практики», «этнокультурные образовательные практики», позволяющие понять логику представленной модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов системы дошкольного образования. Цель исследования состоит в разработке и теоретиче- ском обосновании модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов системы дошкольного образования с использованием этнокультурных образова- тельных практик. Представленная модель включает три взаимосвязанных блока: функционально-целевой, содержа- тельно-технологический и результативно-критериальный. Функционально-целевой блок, сформированный с учетом социального заказа и направления модернизации россий- ской системы образования, позволяет выделить основ- ную цель функционирования и определить приоритетные направления разработки организационно-методического обеспечения. Содержательно-технологический блок обеспечивает интеграцию дисциплин и описывает реализацию функциональных связей между различными составляющи- ми модели. Результативно-критериальный блок реализует функции диагностического (экспериментальные методики диагностического характера, ориентированные на оцен- ку), корректирующего и рефлексивного характера. Подо- бранный диагностический инструментарий направлен на выявление уровня сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов системы дошкольно- го образования с использованием этнокультурных образо- вательных практик в соответствии с выделенными ком- понентами поликультурной компетентности (когнитив- ный; деятельностный; мотивационный; рефлексивный; креативный) и оценку результативности разработанной модели. Данная модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов системы дошколь- ного образования с использованием этнокультурных образовательных практик обладает диагностическими и прогностическими характеристиками, ориентирована на совершенствование процесса учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Ключевые слова:

поликультурная компетентность, модель поликультурной компетентности, поликультурная среда, будущий педагог дошкольного образования, высшее образование, культурные практики, этнокультурные обра- зовательные практики, профессиональная подготовка, культурная компетентность, совместная деятельность, этнокультурная идентичность

Как цитировать статью:

Корнилова Н. А. Модель формирования поликультурной компетентности будущих педаго- гов системы дошкольного образования // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 522—529. DOI: 10.25683/ VOLBI.2025.73.1433.