| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Корнилова Н. А. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
В настоящее время всеобщее культурное
многообразие становится ключевым фактором для пони-
мания и описания современных обществ. В связи с этим
поликультурная компетентность является необходимым
элементом профессиональной компетентности будущих
педагогов системы дошкольного образования. Значимость
профессиональной подготовки педагогических кадров
в поликультурном обществе отражена в федеральных
нормативных правовых актах, в которых предъявляются
требования к выпускникам высшей школы, к их будущей
профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются различные определения
понятий «компетентность», «поликультурная компе-
тентность», «поликультурная компетентность будущих
педагогов системы дошкольного образования», «куль-
турные практики», «этнокультурные образовательные
практики», позволяющие понять логику представленной
модели формирования поликультурной компетентности
будущих педагогов системы дошкольного образования.
Цель исследования состоит в разработке и теоретиче-
ском обосновании модели формирования поликультурной
компетентности будущих педагогов системы дошкольного
образования с использованием этнокультурных образова-
тельных практик. Представленная модель включает три
взаимосвязанных блока: функционально-целевой, содержа-
тельно-технологический и результативно-критериальный.
Функционально-целевой блок, сформированный с учетом
социального заказа и направления модернизации россий-
ской системы образования, позволяет выделить основ-
ную цель функционирования и определить приоритетные
направления разработки организационно-методического
обеспечения. Содержательно-технологический блок обеспечивает
интеграцию дисциплин и описывает реализацию
функциональных связей между различными составляющи-
ми модели. Результативно-критериальный блок реализует
функции диагностического (экспериментальные методики
диагностического характера, ориентированные на оцен-
ку), корректирующего и рефлексивного характера. Подо-
бранный диагностический инструментарий направлен
на выявление уровня сформированности поликультурной
компетентности будущих педагогов системы дошкольно-
го образования с использованием этнокультурных образо-
вательных практик в соответствии с выделенными ком-
понентами поликультурной компетентности (когнитив-
ный; деятельностный; мотивационный; рефлексивный;
креативный) и оценку результативности разработанной
модели. Данная модель формирования поликультурной
компетентности будущих педагогов системы дошколь-
ного образования с использованием этнокультурных
образовательных практик обладает диагностическими
и прогностическими характеристиками, ориентирована
на совершенствование процесса учебно-профессиональной
деятельности обучающихся. |
| Ключевые слова: |
поликультурная компетентность,
модель поликультурной компетентности, поликультурная
среда, будущий педагог дошкольного образования, высшее
образование, культурные практики, этнокультурные обра-
зовательные практики, профессиональная подготовка,
культурная компетентность, совместная деятельность,
этнокультурная идентичность |
| Как цитировать статью: |
Корнилова Н. А. Модель формирования поликультурной компетентности будущих педаго-
гов системы дошкольного образования // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 522—529. DOI: 10.25683/
VOLBI.2025.73.1433. |