https://vestnik.volbi.ru/

МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гаджиева А. Ш., Джалилова Х. М.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования мотивационных механизмов управле- ния педагогическим персоналом в условиях современных образовательных трансформаций. Целью исследования является систематизация и анализ современных мотива- ционных механизмов, оценка их эффективности (на при- мере образовательных организаций Республики Дагестан) и разработка рекомендаций для повышения эффективно- сти управления. В процессе проведения исследования были использо- ваны следующие методы: анкетный опрос 85 педагоги- ческих работников из семи муниципальных образований Республики Дагестан (период проведения — сентябрь 2025 г.), анализ документации: изучение нормативных актов, локальных актов образовательных организаций, программ мотивации, отчетов и статей по управлению педагогическим персоналом; анкетирование, интервью с руководителями образовательных организаций и педаго- гами, кейс-методы, статистический анализ, метод срав- нительного анализа. В результате исследования опреде- лены основные проблемы системы мотивации: финансо- вые ограничения, кадровые проблемы, инфраструктурные и управленческие недостатки. Разработаны практиче- ские рекомендации по совершенствованию мотивацион- ных механизмов, включающие финансово-экономические меры, организационно-управленческие решения, развитие профессионального роста и социальных программ под- держки педагогов. Проведенное исследование показало, что мотивация педагогических кадров — это многоуровневая система, сочетающая внутренние (интерес, самореализация) и внеш- ние (финансовое вознаграждение, признание) факторы. Для достижения эффективности мотивационной системы в образовательных организациях необходимо интегрировать системный, индивидуальный и компетентностный подходы, поскольку это позволит создать персонализированные моти- вационные стратегии для каждого педагога с учетом его про- фессиональных потребностей. Внедрение в систему мотива- ции педагогического персонала цифровых технологий будет способствовать повышению прозрачности, объективности и оперативности мотивационных процессов через авто- матизированные системы оценок, платформ профессио- нального развития и механизмы обратной связи.
Ключевые слова:

мотивация педагогического персона- ла, управление образовательными организациями, моти- вационные механизмы, педагогическая деятельность, образовательные технологии, компетентностный подход, цифровизация образования, повышение эффективности управления, система образования, региональная специфи- ка, Республика Дагестан

Как цитировать статью:

Джалилова Х. М., Гаджиева А. Ш. Мотивационные механизмы в управлении педагогическим пер- соналом: современные подходы и их эффективность (на примере образовательных организаций Республики Дагестан) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 396—402. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1473.