| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Казанцева Н. В. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Статья посвящена разработке дидактического подхода к формированию навыков критического анализа текстов, сгенерированных искусственным интеллектом. Актуальность исследования обусловлена интенсивным процессом цифровизации образования и необходимостью поиска способов обучения студентов навыкам критического анализа при использовании искусственного интеллекта. На основе сравнительного анализа механизмов понимания текста человеком и искусственным интеллектом выявлены фундаментальные ограничения нейросетей. Существенными из них являются: отсутствие реального концептуального знания, омонимия, зависимость от вероятностных моделей, неспособность к полноценному семантическому и прагматическому анализу и учету широкого внеязыкового контекста. Предложена уровневая система анализа текста, основанная на лингвистических компонентах системы языка (лексике, синтаксисе, семантике и прагматики). На первом уровне предполагается анализ лексических значений понятий; на втором — анализ синтаксических связей между понятиями и другими структурными элементами текста; на третьем — анализ смыслового содержания текста и, в конечном счете, анализ прагматических значений текста. Методологическая основа представленной работы строится на принципах системного и сравнительного анализа и носит междисциплинарный характер, интегрируя подходы компьютерной лингвистики, когнитивной лингвистики и педагогики. Предложенная система позволяет систематизировать процесс проверки текстовых ИИ-генераций. Данный подход направлен на развитие критического мышления и цифровой грамотности студентов, а также осознанного использования технологий искусственного интеллекта в учебной деятельности. Предложенный подход закладывают основы для создания развернутой системы анализа сгенерированного текста, разработки конкретных примеров, кейсов, методических рекомендаций и критериев оценки для каждого уровня анализа, адаптированных для студентов различных специальностей. |
| Ключевые слова: |
искусственный интеллект, цифрови-
зация, образовательный процесс, критическое мышление,
понимание естественного языка, генерация текста, анализ
текста, лексика, синтаксис, семантика, прагматика |
| Как цитировать статью: |
Казанцева Н. В. Об обучении студентов использованию искусственного интеллекта: от словаря
до прагматики // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 423—427. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1435. |