| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Гомилевская Г. А., Дудченко Е. Д. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
В статье представлены результаты исследования проблемы выявления и минимизации квалификационных дефицитов у студентов среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство», направленность «Туроператорские и турагентские услуги». С учетом отсутствия единой методики оценки компетенций и динамичности рынка труда, требующей оперативной адаптации образовательных программ, квалификационный дефицит понимается как разрыв между компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций, и фактически имеющимися у специалиста, затрудняющий выполнение этих функций. Работа направлена на разработку комплексной методики оценки квалификационных дефицитов с учетом нормативной базы: федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, примерной основной и основной профессиональной образовательной программ — и требований профессиональных стандартов. Предложенная авторская методика предусматривает два ключевых этапа: выявление дефицитов на стадии проектирования образовательных программ через сопоставление нормативных требований и основной профессиональной образовательной программы и эмпирическую оценку на этапе реализации. Для эмпирической оценки было проведено комплексное оценивание с использованием разработанных ситуационных задач, включающее как самооценивание студентов, так и экспертную оценку. В ходе исследования выявлены частичные дефициты в области «профессиональных навыков», связанные со спецификой работы с цифровыми системами для приема и контроля онлайн-заказов. Эмпирическая оценка подтвердила эти пробелы в знании цифровых технологий и нормативно-правовой базы. Наиболее существенное расхождение было выявлено между требованиями и фактическим уровнем подготовки наблюдается в системном дефиците «мягких навыков». Эксперты отметили недостаточный уровень развития креативности, эмпатии, организаторских способностей, многозадачности и стрессоустойчивости у студентов. |
| Ключевые слова: |
квалификационный дефицит, сред-
нее профессиональное образование, профессиональный
стандарт, федеральный государственный образова-
тельный стандарт среднего профессионального образо-
вания, основная профессиональная образовательная про-
грамма, примерная основная образовательная програм-
ма, комплексная методика оценки, экспертная оценка,
самооценивание студентов, «мягкие навыки», «жесткие
навыки» |
| Как цитировать статью: |
Гомилевская Г. А., Дудченко Е. Д. Оценка квалификационных дефицитов в подготовке сту-
дентов среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» (на примере
направленности «Туроператорские и турагентские услуги») // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 318—329.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1479. |