https://vestnik.volbi.ru/

ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ДЕФИЦИТОВ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.16 «ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО» (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТУРОПЕРАТОРСКИЕ И ТУРАГЕНТСКИЕ УСЛУГИ»)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гомилевская Г. А., Дудченко Е. Д.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

В статье представлены результаты исследования проблемы выявления и минимизации квалификационных дефицитов у студентов среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство», направленность «Туроператорские и турагентские услуги». С учетом отсутствия единой методики оценки компетенций и динамичности рынка труда, требующей оперативной адаптации образовательных программ, квалификационный дефицит понимается как разрыв между компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций, и фактически имеющимися у специалиста, затрудняющий выполнение этих функций. Работа направлена на разработку комплексной методики оценки квалификационных дефицитов с учетом нормативной базы: федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, примерной основной и основной профессиональной образовательной программ — и требований профессиональных стандартов. Предложенная авторская методика предусматривает два ключевых этапа: выявление дефицитов на стадии проектирования образовательных программ через сопоставление нормативных требований и основной профессиональной образовательной программы и эмпирическую оценку на этапе реализации. Для эмпирической оценки было проведено комплексное оценивание с использованием разработанных ситуационных задач, включающее как самооценивание студентов, так и экспертную оценку. В ходе исследования выявлены частичные дефициты в области «профессиональных навыков», связанные со спецификой работы с цифровыми системами для приема и контроля онлайн-заказов. Эмпирическая оценка подтвердила эти пробелы в знании цифровых технологий и нормативно-правовой базы. Наиболее существенное расхождение было выявлено между требованиями и фактическим уровнем подготовки наблюдается в системном дефиците «мягких навыков». Эксперты отметили недостаточный уровень развития креативности, эмпатии, организаторских способностей, многозадачности и стрессоустойчивости у студентов.

Ключевые слова:

квалификационный дефицит, сред- нее профессиональное образование, профессиональный стандарт, федеральный государственный образова- тельный стандарт среднего профессионального образо- вания, основная профессиональная образовательная про- грамма, примерная основная образовательная програм- ма, комплексная методика оценки, экспертная оценка, самооценивание студентов, «мягкие навыки», «жесткие навыки»

Как цитировать статью:

Гомилевская Г. А., Дудченко Е. Д. Оценка квалификационных дефицитов в подготовке сту- дентов среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» (на примере направленности «Туроператорские и турагентские услуги») // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 318—329. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1479.