| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Табишев Т. А., Хачетлова С. М. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
В статье отражены педагогические аспекты (возможности, проблемы, недостатки, преимущества, вызовы и особенности) применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности учителя начальных классов (1—4 классы национальной образовательной системе Российской Федерации). Проанализированы работы российских и зарубежных исследователей по проблеме использования ИИ в процессе обучения младших школьников. По результатам изучения различных библиографических и научных исследований, а также нормативных правовых актов, регулирующих процессы информатизации и трансформации современного образования, в статье указаны аспекты внедрения цифровых решений в учебный процесс. Современные ученики начальных классов являются представителями поколения Альфа (дети, которые родились в эпоху полного проникновения цифровых технологий; свободно ориентируются в смартфонах, планшетах и компьютерах практически с младенчества; поколение Альфа также называют первым настоящим поколением цифрового мира), в связи с чем рассмотрены аспекты их обучения с применением технологий ИИ. Разработана авторская анкета (10 вопросов) и приведены результаты анкетирования учителей начальных классов городских и сельских общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных по некоторым показательным вопросам в графически-диаграммной форме. По результатам опроса авторами настоящего исследования в соответствии с запросами большинства опрошенных учителей была разработана дополнительная профессиональная образовательная программа — программа повышения квалификации «Технологии искусственного интеллекта в профессиональной деятельности учителя начальных классов» — и проведены два мастер-класса — «Теория поколений. Дети Альфа-поколения» и «Технологии искусственного интеллекта для каждого». В настоящее время осуществляется проработка вопроса создания рекомендаций по использованию ИИ в учебном процессе, по установлению культуры и выделению педагогических аспектов взаимодействия с технологиями ИИ. |
| Ключевые слова: |
искусственный интеллект / ИИ,
начальное образование, дети поколения Альфа, нейросеть,
персонализация обучения, цифровизация и индивидуали-
зация образовательной траектории, цифровые решения
в учебном процессе, возможности и проблемы использова-
ния ИИ, педагогические аспекты и вызовы применения ИИ,
технологии ИИ в профессиональной деятельности учителя
начальных классов, инклюзивное образование |
| Как цитировать статью: |
Табишев Т. А., Хачетлова С. М. Педагогические аспекты применения технологий искусственного
интеллекта в профессиональной деятельности учителя начальных классов // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73).
С. 479—487. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1447. |