| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Зайцева А. Г. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Статья посвящена актуальной проблеме
организации лексического материала при обучении русско-
му языку как иностранному с использованием фреймового
метода. Данный подход предполагает систематизацию
лексических единиц на основе фреймов — тематически
организованных структур, включающих в себя ключевые
слоты и ассоциированные лексемы. Такая организация
способствует не только лучшему запоминанию и воспро-
изведению лексики, но и формирует у иностранных сту-
дентов целостное представление о коммуникативных
ситуациях и социокультурных реалиях русскоязычного
пространства. Целью исследования является обоснова-
ние и разработка принципов отбора лексических единиц
для учебных фреймов, отражающих как языковые, так
и культурные особенности русского языка. В статье
выделены пять ключевых принципов: типологичности,
актуальности, аутентичности, антропоцентризма
и учета лингвокультурной составляющей. Особое внима-
ние уделяется включению лингвокультурного компонента,
позволяющего адаптировать учебный материал к реали-
ям российской жизни и культурным традициям. На прак-
тике данные принципы были реализованы при создании
учебного фрейма на тему «Русское национальное блюдо
“окрошка”». Обучающиеся не только изучали соответ-
ствующую лексику, но и взаимодействовали с предметами
материальной культуры, что позволило активизировать
различные каналы восприятия и усилить ассоциативные
связи. Результаты постфреймового опроса показали,
что 78 % студентов успешно освоили предложенный лек-
сический материал, демонстрируя понимание как языко-
вых, так и культурных аспектов. Таким образом, фрей-
мовый метод в сочетании с лингвокультурным подходом
позволяет создать эффективную модель преподавания,
способствующую формированию межкультурной компе-
тенции. Приведенные в статье методические рекоменда-
ции могут быть полезны при разработке учебных мате-
риалов для различных уровней владения языком, с учетом
интересов и потребностей иноязычной аудитории. |
| Ключевые слова: |
фреймовый метод, лексический мини-
мум, обучение русскому языку, иностранные студенты,
лексический состав, лингвокультурный компонент, тема-
тический фрейм, межкультурная коммуникация, аутен-
тичный материал, принцип отбора лексики, коммуника-
тивная ситуация |
| Как цитировать статью: |
Зайцева А. Г. Принципы отбора лексических единиц для учебного фрейма с учетом лингвокультур-
ного компонента при обучении русскому языку иностранцев // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 516—521.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1416. |