| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Киселева Т. Г., Теплякова Е. С. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Статья посвящена актуальной пробле-
ме психолого-педагогического сопровождения студентов
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инва-
лидностью в системе среднего профессионального образо-
вания. Цель исследования заключалась в выявлении, систе-
матизации и сравнительном анализе основных трудно-
стей обучения данной категории студентов через призму
восприятия всех ключевых субъектов образовательного
процесса. В качестве методологической основы выступил
сравнительный опрос (анкетирование) трех групп респон-
дентов: студентов с ОВЗ, их нормотипичных однокурсни-
ков и классных руководителей (кураторов). Для обработки
данных применялись методы математической стати-
стики, включая непараметрический критерий Краскела—
Уоллиса, и контент-анализ открытых ответов.
В результате исследования выявлены и структури-
рованы в единую многокомпонентную модель пять групп
трудностей: коммуникативные, эмоционально-волевые,
когнитивные, мотивационные и трудности, связанные
с физической доступностью среды. Установлены ста-
тистически значимые расхождения в восприятии этих
трудностей между группами. Так, студенты с ОВЗ наиболее
остро ощущают коммуникативные проблемы, тогда
как педагоги склонны недооценивать их значимость. Педа-
гоги, в свою очередь, склонны гиперболизировать когни-
тивные трудности, которые сами студенты оценивают
как менее выраженные. Нормотипичные студенты наибо-
лее остро осознают проблемы физической доступности.
Научная новизна работы заключается в реализа-
ции комплексного сравнительного подхода, позволившего
выявить «зоны рассогласования» в восприятии барьеров
инклюзии. Практическая значимость определяется тем,
что полученные результаты легли в основу разработки
конкретных рекомендаций для педагогического коллекти-
ва, включая корректировку рабочих программ, создание
тренинговых программ и мер по адаптации материально-
технической среды, направленных на оптимизацию процес-
са инклюзии в колледже. |
| Ключевые слова: |
профессиональное образование, сту-
денты с ограниченными возможностями здоровья, инклю-
зивное образование, трудности адаптации, поддержка,
сравнительный анализ, пятикомпонентная модель, ком-
муникативные трудности, эмоционально-волевые трудно-
сти, когнитивные трудности, мотивационные трудности |
| Как цитировать статью: |
Теплякова Е. С., Киселева Т. Г. Психолого-педагогическая поддержка студентов колледжа с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 488—493.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1457. |