https://vestnik.volbi.ru/

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Киселева Т. Г., Теплякова Е. С.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация: Статья посвящена актуальной пробле- ме психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инва- лидностью в системе среднего профессионального образо- вания. Цель исследования заключалась в выявлении, систе- матизации и сравнительном анализе основных трудно- стей обучения данной категории студентов через призму восприятия всех ключевых субъектов образовательного процесса. В качестве методологической основы выступил сравнительный опрос (анкетирование) трех групп респон- дентов: студентов с ОВЗ, их нормотипичных однокурсни- ков и классных руководителей (кураторов). Для обработки данных применялись методы математической стати- стики, включая непараметрический критерий Краскела— Уоллиса, и контент-анализ открытых ответов. В результате исследования выявлены и структури- рованы в единую многокомпонентную модель пять групп трудностей: коммуникативные, эмоционально-волевые, когнитивные, мотивационные и трудности, связанные с физической доступностью среды. Установлены ста- тистически значимые расхождения в восприятии этих трудностей между группами. Так, студенты с ОВЗ наиболее остро ощущают коммуникативные проблемы, тогда как педагоги склонны недооценивать их значимость. Педа- гоги, в свою очередь, склонны гиперболизировать когни- тивные трудности, которые сами студенты оценивают как менее выраженные. Нормотипичные студенты наибо- лее остро осознают проблемы физической доступности. Научная новизна работы заключается в реализа- ции комплексного сравнительного подхода, позволившего выявить «зоны рассогласования» в восприятии барьеров инклюзии. Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты легли в основу разработки конкретных рекомендаций для педагогического коллекти- ва, включая корректировку рабочих программ, создание тренинговых программ и мер по адаптации материально- технической среды, направленных на оптимизацию процес- са инклюзии в колледже.
Ключевые слова:

профессиональное образование, сту- денты с ограниченными возможностями здоровья, инклю- зивное образование, трудности адаптации, поддержка, сравнительный анализ, пятикомпонентная модель, ком- муникативные трудности, эмоционально-волевые трудно- сти, когнитивные трудности, мотивационные трудности

Как цитировать статью:

Теплякова Е. С., Киселева Т. Г. Психолого-педагогическая поддержка студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 488—493. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1457.