| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Масаева З. В. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития дошкольного образовательного пространства в условиях становления поликультурной педагогики в Чечне. Обосновывается необходимость пересмотра подходов к организации образовательного пространства дошкольных учреждений в связи с изменением демографической ситуации, ростом миграционных процессов и увеличением числа семей с детьми различной этнокультурной принадлежности в Чечне. В работе проводится комплексный анализ современного состояния научных исследований по проблеме поликультурного образования в дошкольной сфере. Выявляется неравномерность исследований различных аспектов данной проблематики: при значительном внимании к теоретическим основам поликультурного воспитания недостаточно разработаны практические механизмы создания поликультурного образовательного пространства в конкретных дошкольных организациях Чечни. Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволяющий рассматривать поликультурное образовательное пространство как целостную систему взаимосвязанных компонентов. Используются методы теоретического анализа, систематизации, сравнительного анализа, моделирования и контент-анализа. В результате исследования определена структура поликультурного образовательного пространства, включающая пять основных компонентов: социокультурный, ценностно-смысловой, когнитивно-мотивационный, технологический и пространственно-предметный. Каждый компонент выполняет специфические функции в общей системе поликультурного образования. Систематизированы условия эффективного функционирования поликультурного образовательного пространства, включающие социокультурные, организационно-педагогические, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты. Проанализировано содержание поликультурного образования, реализуемое через различные образовательные области и виды деятельности детей. Рассмотрены особенности организации развивающей предметнопространственной среды поликультурной направленности, включающей тематические центры, мини-музеи, творческие студии и выставочные пространства. Отмечается неравномерность развития такой среды в Чечне. Исследованы возможности использования современных информационных технологий в организации поликультурного образования в Чечне, включая дистанционные образовательные технологии, виртуальные музеи и интерактивные образовательные ресурсы. В заключение формулируются перспективные направления развития поликультурной педагогики в дошкольном образовании Чечни, включающие разработку инновационных технологий, создание сетевых сообществ образовательных организаций, развитие международного сотрудничества и совершенствование системы подготовки педагогических кадров. |
| Ключевые слова: |
поликультурное образовательное
пространство, дошкольное образование Чечни, поликуль-
турная педагогика, этнокультурная компетентность,
межкультурное взаимодействие, развивающая предмет-
но-пространственная среда, социокультурная среда, про-
фессиональная подготовка педагогов, культурное многооб-
разие, этнопедагогическая деятельность |
| Как цитировать статью: |
Масаева З. В. Развитие дошкольного образовательного пространства в условиях становле-
ния поликультурной педагогики в Чечне // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 428—434. DOI: 10.25683/
VOLBI.2025.73.1420. |