https://vestnik.volbi.ru/

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ В ДОМЕ НАУЧНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Сидорова Т. В., Шибанова Ю. В.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация:

Статья посвящена развитию исследовательских навыков школьников в системе дополнительного образования детей в деятельности Дома научной коллаборации (ДНК) им. М. П. Хабаева Бурятского государственного университета. В условиях быстро меняющегося рынка труда и цифровизации общества исследовательские навыки становятся решающими для успешной адаптации и самореализации личности. В статье рассмотрены теоретические основы формирования этих навыков, акцент сделан на междисциплинарный и проектно-исследовательский подходы, а также разнообразие подходов к определению понятия «исследовательские навыки». Авторами выявлены основные компоненты исследовательских навыков: когнитивные, поисковые, практические, коммуникативные и рефлексивные, — показано, как они реализуются в образовательной практике ДНК-центра на примере курсов биологии, химии и биотехнологии. Описана специфика домов научной коллаборации как среды развития исследовательских навыков школьников, среди которых межпредметность, интегративность, проектная и исследовательская направленность, сотрудничество с преподавателями вуза и научным сообществом. Авторы провели лонгитюдное исследование, наблюдали за участием воспитанников ДНК в научных конкурсах и конференциях, проводили анализ продуктов исследовательской деятельности школьников, анкетирование обучающихся, интервьюирование и сформулировали организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследовательских компетенций, к ним относятся: гибкая модульная структура образовательных программ, организация проектной деятельности на основе реальных задач и сотрудничества с научными организациями, создание благоприятной образовательной среды и использование современных цифровых технологий. Результаты исследования имеют практическую ценность, поскольку позволяют преобразовать образовательный процесс в центрах дополнительного образования, способствуя развитию научно-исследовательского потенциала школьников.

Ключевые слова:

дополнительное образование, Дом научной коллаборации, исследовательские навыки, иссле- довательская деятельность, гибкие навыки, проектная деятельность, научно-исследовательская конференция, междисциплинарность, образовательная среда, организа- ционно-педагогические условия

Как цитировать статью:

Сидорова Т. В., Шибанова Ю. В. Развитие исследовательских навыков школьников в Доме научной коллаборации // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 473—478. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1480.