| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Сидорова Т. В., Шибанова Ю. В. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Статья посвящена развитию исследовательских навыков школьников в системе дополнительного образования детей в деятельности Дома научной коллаборации (ДНК) им. М. П. Хабаева Бурятского государственного университета. В условиях быстро меняющегося рынка труда и цифровизации общества исследовательские навыки становятся решающими для успешной адаптации и самореализации личности. В статье рассмотрены теоретические основы формирования этих навыков, акцент сделан на междисциплинарный и проектно-исследовательский подходы, а также разнообразие подходов к определению понятия «исследовательские навыки». Авторами выявлены основные компоненты исследовательских навыков: когнитивные, поисковые, практические, коммуникативные и рефлексивные, — показано, как они реализуются в образовательной практике ДНК-центра на примере курсов биологии, химии и биотехнологии. Описана специфика домов научной коллаборации как среды развития исследовательских навыков школьников, среди которых межпредметность, интегративность, проектная и исследовательская направленность, сотрудничество с преподавателями вуза и научным сообществом. Авторы провели лонгитюдное исследование, наблюдали за участием воспитанников ДНК в научных конкурсах и конференциях, проводили анализ продуктов исследовательской деятельности школьников, анкетирование обучающихся, интервьюирование и сформулировали организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследовательских компетенций, к ним относятся: гибкая модульная структура образовательных программ, организация проектной деятельности на основе реальных задач и сотрудничества с научными организациями, создание благоприятной образовательной среды и использование современных цифровых технологий. Результаты исследования имеют практическую ценность, поскольку позволяют преобразовать образовательный процесс в центрах дополнительного образования, способствуя развитию научно-исследовательского потенциала школьников. |
| Ключевые слова: |
дополнительное образование, Дом
научной коллаборации, исследовательские навыки, иссле-
довательская деятельность, гибкие навыки, проектная
деятельность, научно-исследовательская конференция,
междисциплинарность, образовательная среда, организа-
ционно-педагогические условия |
| Как цитировать статью: |
Сидорова Т. В., Шибанова Ю. В. Развитие исследовательских навыков школьников в Доме научной
коллаборации // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 473—478. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1480. |