| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Шкерина Т. А. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Актуальность исследования обусловле-
на необходимостью методологического переосмысления
системы профессиональной подготовки педагогических
кадров в условиях перехода к постнеклассической модели
образования. Современные требования к профессиональ-
ной деятельности учителя в инклюзивной образователь-
ной среде детерминируют необходимость преодоления
традиционных границ формального образования, транс-
формации внутридисциплинарной ориентации подготовки
в междисциплинарную, разработки инновационных моделей
профессионального становления. Целью статьи является
обоснование представления экосистемной модели инклюзив-
но ориентированной подготовки будущего учителя.
Методология исследования представлена интеграцией
идей системного, экосистемного, аксиологического, меж-
дисциплинарного и компетентностного подходов; в каче-
стве ведущих методов исследования определены анализ,
моделирование, систематизация и обобщение.
Анализ результатов исследования позволил уточнить
понимание феномена «инклюзивно ориентированная подго-
товка будущего учителя» за счет выхода за традиционные
рамки медицинской модели инклюзии; предложена его соци-
ально-педагогическая интерпретация с опорой на парадиг-
му экосистемного подхода. Выделены группы инклюзивных
компетенций будущего учителя, соответствующие базовым
ценностям инклюзивного образования, общетрудовым функ-
циям профстандарта «Педагог…» и особенностям будущей
профессиональной деятельности. Научная новизна исследо-
вания определяется тем, что в нем обоснована структура
экосистемной модели инклюзивно ориентированной под-
готовки будущего учителя: теоретико-методологический
блок позволяет обеспечить системность и научную обосно-
ванность подготовки будущих педагогов к работе в условиях
инклюзивного образования; содержательно-организационный
блок отражает содержательные и организационные особен-
ности инклюзивно ориентированной подготовки, представ-
ленной на различных системных уровнях: индивидуальный,
университетский, уровень поддержки, национальный/регио-
нальный и международный уровни; рефлексивно-оценочный
блок выполняет системообразующую функцию, обеспечивая
интеграцию всех компонентов подготовки.
Разработанная экосистемная модель инклюзивно ори-
ентированной подготовки будущего учителя интегрирует
системообразующие признаки университетской образова-
тельной экосистемы, что позволяет реализовать аксиоло-
гические основания инклюзивного образования в подготов-
ке педагогических кадров. |
| Ключевые слова: |
инклюзивное образование, базовые
ценности инклюзивного образования, инклюзивно ориенти-
рованная подготовка, будущий учитель, образовательная
экосистема вуза, инклюзивная образовательная экосисте-
ма педагогического вуза, моделирование, экосистемная
модель, принципы инклюзивно ориентированной подготов-
ки, инклюзивные профессиональные компетенции |
| Как цитировать статью: |
Шкерина Т. А. Экосистемная модель инклюзивно ориентированной подготовки будущего учите-
ля // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 501—508. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1445. |