https://vestnik.volbi.ru/

ЭКОСИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Шкерина Т. А.
Номер журнала: 4(73) Месяц и год выхода: декабря 2025
Аннотация: Актуальность исследования обусловле- на необходимостью методологического переосмысления системы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к постнеклассической модели образования. Современные требования к профессиональ- ной деятельности учителя в инклюзивной образователь- ной среде детерминируют необходимость преодоления традиционных границ формального образования, транс- формации внутридисциплинарной ориентации подготовки в междисциплинарную, разработки инновационных моделей профессионального становления. Целью статьи является обоснование представления экосистемной модели инклюзив- но ориентированной подготовки будущего учителя. Методология исследования представлена интеграцией идей системного, экосистемного, аксиологического, меж- дисциплинарного и компетентностного подходов; в каче- стве ведущих методов исследования определены анализ, моделирование, систематизация и обобщение. Анализ результатов исследования позволил уточнить понимание феномена «инклюзивно ориентированная подго- товка будущего учителя» за счет выхода за традиционные рамки медицинской модели инклюзии; предложена его соци- ально-педагогическая интерпретация с опорой на парадиг- му экосистемного подхода. Выделены группы инклюзивных компетенций будущего учителя, соответствующие базовым ценностям инклюзивного образования, общетрудовым функ- циям профстандарта «Педагог…» и особенностям будущей профессиональной деятельности. Научная новизна исследо- вания определяется тем, что в нем обоснована структура экосистемной модели инклюзивно ориентированной под- готовки будущего учителя: теоретико-методологический блок позволяет обеспечить системность и научную обосно- ванность подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования; содержательно-организационный блок отражает содержательные и организационные особен- ности инклюзивно ориентированной подготовки, представ- ленной на различных системных уровнях: индивидуальный, университетский, уровень поддержки, национальный/регио- нальный и международный уровни; рефлексивно-оценочный блок выполняет системообразующую функцию, обеспечивая интеграцию всех компонентов подготовки. Разработанная экосистемная модель инклюзивно ори- ентированной подготовки будущего учителя интегрирует системообразующие признаки университетской образова- тельной экосистемы, что позволяет реализовать аксиоло- гические основания инклюзивного образования в подготов- ке педагогических кадров.
Ключевые слова:

инклюзивное образование, базовые ценности инклюзивного образования, инклюзивно ориенти- рованная подготовка, будущий учитель, образовательная экосистема вуза, инклюзивная образовательная экосисте- ма педагогического вуза, моделирование, экосистемная модель, принципы инклюзивно ориентированной подготов- ки, инклюзивные профессиональные компетенции

Как цитировать статью:

Шкерина Т. А. Экосистемная модель инклюзивно ориентированной подготовки будущего учите- ля // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 501—508. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1445.