| PDF: |
 |
Автор(ы): |
Маркелова Т. В., Михайлова Н. В., Шуткина Ж. А. |
| Номер журнала: |
4(73) |
Месяц и год выхода: |
декабря 2025 |
| Аннотация: |
Вопросы качества подготовки специалистов не теряют своей актуальности, меняются знание, технологии, общественные отношения, ставящие перед образованием новые вызовы в плане подготовки кадров, готовых эффективно работать в современных условиях. Эмпатия как сложное личностное образование, связывающее мышление, эмоции и действия, является одним из ключевых качеств, обеспечивающих профессиональную пригодность психологов. Особую важность приобретает понимание различий в структуре эмпатии у студентов различных специальностей и профилей подготовки как фактор, обусловливающий качество подготовки выпускников вузов. В рамках проводимого исследования была выдвинута гипотеза о том, что взаимосвязи эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов специальности «Психология служебной деятельности» и у студентов специальности «Клиническая психология» различаются. Подтверждено, что эмпатический профиль и структура взаимосвязей ключевых профессиональных качеств (эмпатии, эмоционального интеллекта, рефлексивности) различаются у студентов специальностей «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности». Выявленные особенности (тенденция к негативизму в оценке опыта у клинических психологов и коммуникативная направленность рефлексии у психологов служебной деятельности) имеют прямое значение для их будущей профессиональной деятельности. Сформированность эмпатического профиля может рассматриваться как важный показатель потенциального качества будущей профессиональной деятельности психолога. У студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», присутствуют корреляции между эмпатией и ретроспективной рефлексией деятельности и между эмпатией и итоговым уровнем рефлексии, более слабые связи между эмоциональной осведомленностью и ретроспективной рефлексией деятельности, управлением эмоциями и рассмотрением будущей деятельности, самомотивацией и рассмотрением будущей деятельности, а также между эмпатией и рефлексией общения. Исследование подтверждает необходимость индивидуализации образовательных траекторий в психологическом образовании с учетом специализации. |
| Ключевые слова: |
эмпатия, эмпатический профиль,
рефлексия, эмоциональный интеллект, профессиональное
становление, качество образования, качество подготовки
психологов, профессиональная пригодность, профессионально
значимые качества, психологическое образование |
| Как цитировать статью: |
Маркелова Т. В., Шуткина Ж. А., Михайлова Н. В. Эмпатический профиль будущих психологов
разных специальностей (на примере Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского) // Бизнес.
Образование. Право. 2025. № 4(73). С. 350—356. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.73.1449. |