PDF: |
|
Автор(ы): |
Ивашова В. А., Таранова Е. В., Тарасова С. И., Федиско О. Н., Хохлова Е. В. |
Номер журнала: |
1(50) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2020 |
Аннотация: |
В статье изложены результаты исследования процесса интеграции первокурсников в социокультурную и образовательную среду вуза. На основе эмпирических данных сформулированы запросы и ожидания студентов и видение университета в вопросах совершенствования подходов к успешной социально-психологической и учебной адаптации и интеграции первокурсников в образовательное пространство университета. Рассмотрены важные тренды в подходах к решению проблем адаптации и социально-психологической интеграции первокурсников, которые изложены в публикациях мирового научного сообщества. Авторами на основе проведенного опроса представлено подробное описание социально-демографического портрета первокурсников (состав семьи, местожительство, материальное положение, состояние здоровья и т. д.), дается анализ специфики их социокультурной интеграции в образовательное пространство вуза с выделением проблемных областей и точек роста. Большое внимание в статье уделяется интеграции студентов первого курса в учебный процесс университета, осуществлено ранжирование значимости факторов, которые оказали существенное влияние на выбор вуза первокурсниками, оценка их осведомленности о будущей специальности, анализ уровня адаптированности к учебному процессу в вузе, потребностей в дополнительном профессиональном образовании. Особую ценность статье придает выделение на основе эмпирического исследования условий, которые помогли первокурсникам адаптироваться к процессу обучения, и факторов, обусловивших трудности в обучении. Ключевыми подходами для успешной интеграции первокурсников в социокультурную и образовательную среду вуза могут стать: позитивный эмоциональный фон учебных и внеучебных мероприятий, ориентация на личность студента и качественное психологическое взаимодействие с участниками образовательного процесса; создание ситуации успеха для каждого — многообразие предложений для поиска областей личностного роста; раннее погружение в социально-профессиональные сети; предложения актуального учебного и внеучебного цифрового контента. |
Ключевые слова: |
социально-культурная среда вуза, интеграция первокурсников, адаптация, цифровой образовательный контент, социально-психологическая адаптация,
учебная мотивация, образовательная среда, социально-демографический портрет первокурсников, социокультурная
интеграция, студенты-первокурсники, бытовая адаптация, образовательный процесс. |
Как цитировать статью: |
Хохлова Е. В., Федиско О. Н., Ивашова В. А., Таранова Е. В., Тарасова С. И. Интеграция первокурсников в социокультурную и образовательную среду вуза // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 378–383.
DOI: 10.25683/VOLBI.2020.50.147. |